9 февраля в штабе Поста №1 с учащимися школы №121 Канавинского района Нижнего Новгорода, заступившими на Вахту памяти на мемориал «Вечный огонь» в Нижегородском кремле, прошёл урок мужества на тему «В битве врагу не сдались, пали за русскую честь!».
Цель урока — способствовать формированию уважительного отношения к истории страны, побуждать желание знать героические страницы Отечества, воспитывать патриотизм, чувство долга и любви к Родине. Занятие для 23 старшеклассников проводил начальник штаба Поста №1, член Нижегородского областного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» капитан-лейтенант Сергей Хайминов.
Из его рассказа учащиеся узнали о том, что уже 120 лет отделяют нас от того трагического дня, когда верные присяге, царю и Отечеству моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вступили в последний и неравный бой с японцами.
Против «Варяга» и тихоходного, слабо вооружённого «Корейца» выступила мощная японская армада – 2 броненосных, 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. Против 34 орудий – 181, против 6 торпедных аппаратов – 42.
Накануне войны крейсер «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем востоке генерал-адъютанта адмирала Евгения Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором корабль должен был охранять русскую миссию и выполнять обязанности старшего стационера на рейде.
Адмирал Е. Алексеев
7 февраля 1904 года японская эскадра бросила якорь на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде стояли русские – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также военные корабли иностранных государств.
Утром 9 февраля 1904 года капитан I ранга Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, гласивший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. В нейтральном порту подобные действия явились бы нарушением международного права.
Крейсер «Варяг»
Командир «Варяга» Всеволод Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее: «Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Мичман Падалко ответил за всех: «Все мы, и «Варяг», и «Кореец» будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир».
Всеволод Руднев
И действительно, весь мир смотрел. Когда русские корабли выходили из бухты в свой последний бой, на иностранных кораблях, стоявших на рейде в Чемульпо, корабельные оркестры исполняли гимн Российской Империи, экипажи стояли во фрунт, отдавая честь героизму и самоотверженности русских моряков.
Более тысячи снарядов, выпущенных русскими комендорами по японской эскадре, принесли противнику немалый урон: был потоплен японский миноносец, подожжён и выведен из строя крейсер «Амаза», повреждён крейсер «Чайода», ещё один крейсер из-за повреждений затонул, следуя в Саабо.
Канонерская лодка «Кореец»
«Варяг» получил серьёзные повреждения – из строя была выведена почти вся артиллерия, через пробоины в отсеки корабля поступала вода, был ранен, однако не оставил командовать кораблём его командир – капитан I ранга Всеволод Руднев.
В ходе боя один офицер и двадцать два матроса погибли, несколько десятков были тяжело ранены. Требование японцев о сдаче в плен русские моряки отвергли с презрением. Прорваться было невозможно и корабли возвратились в Чемульпо. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана экипажем, а крейсер затоплен. «Варяг» уходил на дно с гордо поднятым Андреевским флагом.
Принятые кораблями нейтральных стран, моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими партиями вернулись на Родину, восторженно встретившую героев. Командир «Варяга» капитан I ранга Руднев был удостоен ордена Святого Георгия IV степени, чина флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа. Офицеры, принявшие участие в легендарном бое, также стали георгиевскими кавалерами, а моряки были отмечены Георгиевскими крестами. Все участники сражения были награждены специально учреждёнными медалями «За бой «Варяга» и «Корейца».
Ракетный крейсер «Варяг»
Память о подвиге «Варяга» не забывалось и в советский период. В 1954 году в ознаменование 50-летия боя оставшихся к тому времени в живых участников легендарного сражения наградили медалями «За отвагу». Память о крейсере «Варяг» и его командире увековечена в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц и в знаменитой песне «Варяг».
В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошёл ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший до 1990 года. С 1990 по 1993 годы имя «Варяга» носил авианосец проекта 1143.5. С 1996 года имя унаследовал гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, флагман Тихоокеанского флота.
Памятник В. Рудневу в Туле
12 июля 2009 года в Кронштадте происходило событие исторической значимости – на кронштадтскую землю был доставлен поднятый с морского дна и десятки лет хранившийся в музее Инчхона (бывшего Чемульпо) гюйс с легендарного крейсера «Варяг». Израненный, но не спущенный перед врагом. Флаг с затопленного, но непобеждённого русского корабля. Зримый символ подвига, выражающий всю глубину стойкого и непобедимого русского духа.