Международный противоминный центр Вооруженных сил России 1 августа отмечает пятилетний юбилей. Его специалисты не раз выезжали в горячие точки, первыми входили в освобожденные от террористов города, испытывали в боевых условиях новинки отечественной оборонной промышленности, оказывали помощь коллегам из других стран. Корреспондент «РИА Новости» подготовил репортаж из МПЦ, в котором рассказал о современном оснащении российских саперов.

В распоряжении специалистов есть целый арсенал технических средств, призванных максимально обезопасить сапера на поле боя. Например, робототехнический комплекс «Скорпион», созданный на основе опыта сирийской войны, предназначен для снятия «растяжек». Оператор управляет роботом со специального пульта на удалении до пяти километров. «Скорпион» разгоняется до 30 километров в час. Две камеры, установленные на платформе, передают саперу на планшет видео в высоком разрешении, на котором легко можно рассмотреть спрятанную в траве проволоку.

Для обнаружения более сложных взрывных устройств специалисты используют широкую номенклатуру миноискателей, в том числе новейший индукционный ИМП-3. Он видит противотанковые и противопехотные мины с металлическими деталями как на поверхности, так и на глубине до 50 сантиметров. Собственный источник питания обеспечивает непрерывную работу прибора в течение восьми часов. Звуковой сигнал оповещает сапера о том, что взрывное устройство обнаружено. Специальным немагнитным щупом тот определяет габариты мины и помечает место флажком. 

Для подготовки специалистов по разминированию активно используется сирийский опыт. В учебно-тренировочном комплексе МПЦ есть помещения, имитирующие жилье боевиков, мастерские по производству кустарных боеприпасов, склады самодельных взрывных устройств. 

«Самые сложные СВУ, с которыми приходилось иметь дело в Сирии, — радиоуправляемые, — рассказал «РИА Новости» старший преподаватель цикла подготовки специалистов по разминированию майор Роман Поцелуйкин. — Таких процентов пятнадцать. В основном встречались СВУ из подручных средств. Заходишь в школу, а там огнетушители на стенах висят. Только вместо пены внутри взрывчатка. Боевики часто минировали игрушки, предметы быта и кухонную утварь. Видел даже начиненные взрывчаткой сковородки. Все СВУ — сложные. Проще разминировать штатную армейскую мину — ее ТТХ и особенности конструкции известны. А СВУ может быть абсолютно любым — насколько хватит фантазии». 

Специалисты МПЦ разминировали более семи тысяч гектаров как в России, так и за рубежом, обезвредили свыше 100 тысяч взрывных устройств. Они работали в сирийских городах Пальмире, Алеппо и Дейр-эз-Зоре, в населенном пункте Лак Сао в Лаосе. В этих двух странах действуют филиалы МПЦ, где подготовлено более 1200 местных специалистов по разминированию. В центре тренировались военнослужащие из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Сербии. Саперов учат работать буквально в любых условиях, на любых объектах и в любой точке земного шара.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО