«В детстве одними из любимых фильмов были про героев гражданской войны – «Чапаев» и «Котовский». Но спустя много времени, пройдя службу в Вооружённых Силах на должностях офицера-политработника и офицера-воспитателя, понял, что это фильмы, прежде всего о политических наставниках и консультантах этих героев. В них ярко представлены методы и формы политической работы в Вооружённых Силах, которые были направлены на формирование, прежде всего, у командиров высокого ранга (а это и есть самое трудное в политработе), воинской культуры и психологической готовности действовать в любой обстановке хладнокровно, не поддаваясь сиюминутному эмоциональному срыву», — рассказал военный эксперт, член Московского городского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА», заместитель главного редактора ИА «Ветеранские Вести», доцент РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев.
«Стой! Сначала прими решение, потом действуй!» – резко наставляет командира бригады Григория Ивановича комиссар по имени Ефим в момент внезапного нападения на котовцев румынских подразделений, пресекая начавшиеся бесполезные метания красного полководца. Комиссар Фурманов смело принимает меры по пресечению грабежа крестьян в освобожденной от белогвардейцев деревне. Чапаевский командир Жихарев, уверенный в покровительстве начдива, а значит на полную безнаказанность, даёт разрешение своим подчинённым на грабеж крестьян.
Но неожиданно для него, и для самого легендарного Чапаева, Жихарев комиссаром был подвергнут аресту за грабёж, чинимый его подчиненными. Это вызвало недовольство среди красноармейцев и гнев самого начдива. Однако, не поддаваясь авторитету славы Чапаева, и на то, что «Жихарев его боевой товарищ», комиссар Фурманов смело отстаивает принципы законности и правопорядка в дивизии, за что, пусть не сразу, заслуживает авторитет у самого Чапаева, его ближайших командиров и помощников, всего личного состава.
У нас в народе говорят: «рыба гниёт с головы», напрямую указывая на роль руководящего состава в системе общественных отношений. Тоже возьму на себя смелость высказать такую мысль – высшему военному руководству, от подполковника до генерала армии, также необходимо прививать высокие нравственные ценности, культуру в общении с подчинёнными. «Слышь, моряк красивый сам собою! Ты бы подтянулся, что ли! Ведь ты командир регулярной Красной армии, а ходишь как босяк», – делает наставление прославленному Чапаеву комиссар Фурманов.
Нет, сейчас высшие командиры не выглядят как босяки, это верно. Но вот в общении с подчинёнными, а порою и с представителями общественности, действительно порою отличаются весьма невысокой культурой. Поэтому, если свести образы «замполитов, политруков, а по-прежнему комиссаров» в художественных произведениях, то можно сформулировать так их общее наставление: «Командир прав всегда, если его действия основываются на принципах высокой воинской культуры, нравственности, законности, правопорядка и уважения с его стороны всех окружающих лиц – подчинённых, членов их семей и других представителей общества».
Почему все-таки решили снова воссоздать институт политработников в Вооружённых Силах РФ? Почему стало недостаточно функций института офицеров-воспитателей в новых условиях? В этой связи вспоминаю случай из собственной практики. Будучи офицером политработником меня, даже в воинском звании «лейтенант», уважительно встречали и приветствовали начальники различных учреждений и организаций, включая и руководителей органов государственной власти. Но став офицером-воспитателем столкнулся с неуважительным отношением со стороны ряда руководителей.
Так, например, как-то обратился к одной из директоров школ района «Люблино» города Москвы, представившись заместителем командира части по воспитательной работе и получил нелицеприятный ответ. «Зачем Вы ко мне обращаетесь, у меня есть заместитель директора по воспитательной работе. Решайте дела на своем уровне!», – ответила мне руководитель среднего образовательного учреждения. То есть, когда я был политработником, я соответствовал уровню руководителя, а став офицером-воспитателем, перестал ему соответствовать. И это, к сожалению, надо было принять как данность.
Но в настоящее время основная задача политической работы не только в воспитании личного состава Вооружённых Сил. Самым сложным видом её деятельности теперь стала борьба и отстаивание ценностей, привитие ценностей российского патриотизма, любви к своему Отечеству, своему героическому прошлому, высокой воинской культуры, уважительного отношения друг другу, пресечение случаев стяжательства, коррупционных проявлений и всего остального, что способствует разложению государства, общества и системы обеспечения национальной безопасности.
«Именно ценностей, на которых базируется российская государственность и стабильность в нашем обществе. Отказ от своих и принятие чуждых ценностей – есть не что иное, как поражение в войне, которая сейчас носит термин «гибридная». Вот поэтому снова становятся востребованными политработники, социальный статус которых, несомненно, будет выше офицеров-воспитателей, эффективные методы политической работы в Вооружённых Силах. То есть, опыт, наработанный в советское время, не только нельзя выкидывать на свалку истории, а надо лелеять, изучать, сохранять и приумножать. Включая и все остальные вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности, обеспечения правопорядка и законности в обществе и в государственных силовых структурах», — подчёркивает Александр Перенджиев.