Борис
ГРОМОВ

«Было бы логично в этой ситуации напрячь все силы и средства, чтобы тщательно разобраться в обстановке и не ошибиться в принятии правильного решения! Но, скорее всего, существовавший в то время механизм подготовки и принятия такого решения не позволял этого сделать! А прежде, чем его принять, надо было тщательно оценить обстановку. В существующей давным-давно методике «оценки обстановки» при принятии решений и особенно важных (например, если это касается той или иной страны), которой пользуются и научные круги, и экономисты, военные и другие представители разных структур, имеется целый обязательный набор пунктов, в т.ч. внутреннее и внешнее положение; традиции и устои; что представляет из себя руководство страны (опыт, знания, честность, уверенность и т.д.); экономика (ВВП, промышленность, строительство, сельское хозяйство, какие имеются технологии и т.д.); население (государственный и общественный строй, религия, национальности и их взаимоотношения друг с другом, уровень грамотности, культура и др.) состояние ВС (численность и состав, боеспособность и боеготовность, военная экономика, наличие техники и вооружения, подготовка офицерских и командных кадров) и многое другое.

Если бы руководителям СССР того периода подготовили соответствующий доклад, а они бы добавили к нему политическую и особенно международную составляющую, а также раздел «возможная оценка людских потерь», то в результате их решение — я уверен в этом — было бы иным: реальным и взвешенным. А в жизни всё получилось по-другому: всё на эмоциях, всё в общем и мало конкретного. А ещё когда оценка заключается только в том, что Афганистан — это дружественный нам народ и что нельзя дать задушить саурскую (апрельскую) революцию(!?), то тогда и решение о помощи ДРА получилось соответствующим! Я в этом убедился, читая документы из «Особой папки».

И ещё один штрих к принятию решений в те времена — обязательное знание мнения Генерального, реальное отсутствие персональной ответственности при подготовке и принятии решения о военной помощи (заметьте — не политической и экономической, а военной!), лишь бы не потерять занимаемую должность и кресло! И ещё одно замечание: никакие независимые и аналитические выкладки членам Политбюро ЦК КПСС не докладывались. Имевшая место система, когда важная информация доводилась до высшего руководства в очень сжатом виде, не позволяла им разобраться в процессах, происходящих в действительности в ДРА, и не допускать тяжёлых ошибок при принятии важнейших политических решений. Хотя они должны были опираться и на свои опыт и знания!

События в Кабуле осенью 1979 года развивались всё стремительнее и стремительнее, и главным в них была нарастающая борьба за власть между Генеральным секретарём ЦК НДПА Н. Тараки и премьер — министром ДРА Х. Амином. Последний лучше подготовился к нанесению решающего удара. Он с пользой для себя использовал отсутствие Н.Тараки в стране (тот участвовал в работе сессии глав неприсоединившихся государств в Гаване) и сумел заменить многих руководителей в армии, в правительстве, в ЦК НДПА на своих родственников и ближайших соратников. Всё разворачивалось так, что сначала Н. Тараки спланировал устранение от власти Х. Амина, но по стечению ряда обстоятельств это не получилось. Спустя некоторое время уже Х. Амину удалось физически ликвидировать своего начальника Н.Тараки и сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Всё это произошло после неоднократных встреч и телефонных разговоров советского руководства (в том числе с участием Л.И.Брежнева), с афганским и, при этом, от них постоянно исходили заверения в неукоснительном исполнении всех пожеланий советских товарищей. Наш Генсек был ошарашен таким варварством.

Уже сам факт, а точнее множество факторов происходящего в Афганистане в октябре-декабре 1979 года должны были насторожить руководство СССР перед принятием окончательного решения по ДРА. Ведь было уже очевидно, что топка гражданской войны у них вот-вот достигнет своего апогея и лезть в неё нам не нужно и не выгодно с любой точки зрения, то есть абсолютно никаких показателей и фактов для принятия положительного решения о помощи Афганистану войсками не было!»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО