Борис
ГРОМОВ

«18 марта прошло обсуждение шагов по стабилизации обстановки в Герате. Но подход был уже абсолютно другим. Все без исключения высказались против направления наших войск в Афганистан. Членам Политбюро, скорее всего, стало известно мнение Л.И. Брежнева, который высказался против ввода войск. Судя по протоколам заседаний, вот как высказались некоторые товарищи.

К.У. Черненко: «Если мы введём войска и побьём афганский народ, то будем обязательно обвинены в агрессии. Тут никуда не уйдёшь».

Ю.В. Андропов: «Я, товарищи, внимательно подумал над всем этим вопросом и пришёл к выводу, что нам нужно очень и очень серьёзно продумать вопрос о том, во имя чего мы будем вводить войска в Афганистан. Для нас совершенно ясно, что Афганистан не подготовлен к тому, чтобы решать сейчас все вопросы по-социалистически. Там огромное засилье религии, почти сплошная неграмотность сельского населения, отсталость в экономике».

Если посмотреть протоколы заседаний Политбюро за 17-19 марта, то можно сказать, что выводы по поводу ввода войск в Афганистан были отрицательными! Вот что сказал А.А. Громыко: «Надо полностью исключить такую меру, как введение наших войск в Афганистан. Армия там ненадёжная…Наша армия, которая войдет в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего, и в него надо будет стрелять. Правильно отметил т. Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции ещё не созрела, и всё, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки вооружений и многое другое — всё это будет отброшено назад. Все неприсоединившиеся страны будут против нас… Спрашивается, а что же мы выиграем? Афганистан с его нынешним правительством, с отсталой экономикой, с незначительным весом в международных делах. С другой стороны, надо иметь ввиду, что и юридически нам не оправдать введение войск. Согласно Уставу ООН, страна может обратиться за помощью и мы могли бы ввести войска в случае, если бы она подверглась агрессии извне. Афганистан никакой агрессии не подвергался. Это внутреннее их дело, революционная междоусобица, бои одной группы населения с другой. К тому же надо сказать, что афганцы официально не обращались к нам относительно ввода войск… Таким образом, несмотря на тяжёлое положение в Афганистане, мы не можем пойти на такую акцию, как ввод войск».

19 марта в обсуждении положения в ДРА принял участие Генеральный секретарь ЦК КПСС. Он сказал: «Мне думается, что правильно определили члены Политбюро, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну…У них сейчас распадается армия, а мы здесь должны будем вести за неё войну.»

Ю.В. Андропов: «Я думаю, что относительно ввода войск нам решения принимать не следует. Ввести свои войска — это значит бороться против народа, стрелять в народ. Мы будем выглядеть как агрессоры, и мы не можем допустить этого».

На этом же заседании приняли решение пригласить Н.Тараки в Москву, где ему ещё раз разъяснить нашу позицию. 20 марта он срочно прилетел в Москву, где беседовал с Косыгиным, Громыко, Устиновым и Пономарёвым. Вот что было сказано ему на этой встрече:

 

ДОКУМЕНТ  № П 499                                                                                    Особая папка

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ

А.Н. КОСЫГИНА, А.А. ГРОМЫКО, Д.Ф. УСТИНОВА,

с Н. ТАРАКИ.

20 марта 1979 года.

А.Н.Косыгин: «Политбюро поручило нам обсудить с Вами все вопросы, по которым Вы считаете нужным обменяться мнениями. Как я уже говорил Вам, на 18-18.30 запланирована Ваша встреча с Л.И. Брежневым.

Мы вначале предполагали предоставить Вам первому слово, но поскольку с Вашей стороны уже ставился один важный вопрос, то я хотел бы сначала изложить наше мнение, а затем мы с вниманием выслушаем Вас…

Мы внимательно обсуждали положение дел, создавшееся в вашей стране, искали такие пути оказания вам помощи, которые в наилучшей степени отвечали бы интересам нашей дружбы и вашим отношениям с другими странами. Пути решения возникшим у вас проблем могут быть разными, но наилучшим из них является путь, который сохранил бы авторитет вашего правительства в народе, не испортил бы отношений Афганистана с соседними государствами, не нанёс бы ущерба международному престижу вашей страны. Нельзя допускать того, чтобы дело выглядело таким образом, будто бы вы не смогли сами справиться со своими собственными проблемами и пригласили на помощь иностранные войска. Хотел бы привести пример Вьетнама. Вьетнамский народ выдержал тяжёлую войну с США и сейчас борется с китайской агрессией, но никто не может обвинить их в том, что они использовали иностранные войска. Вьетнамцы сами мужественно защищают свою родину от агрессивных посягательств.

Мы считаем, что у вас в стране есть достаточно сил, чтобы противостоять вылазкам контрреволюции. Их надо только по-настоящему объединить, создать новые воинские формирования. По телефону мы говорили с Вами о том, что к созданию новых воинских частей нужно приступить уже сейчас с учётом того, что какое-то время потребуется на их обучение и подготовку. Но и в данный момент вы располагаете достаточными силами для того, чтобы справиться с создавшейся ситуацией…

Мы будем вам оказывать помощь всеми возможными средствами: поставлять вооружение, боеприпасы, направлять людей, которые могут быть вам полезными в обеспечении руководства военными и хозяйственными делами страны, специалистов для обучения вашего военного персонала обращению с самыми современными видами оружия и боевой техники, которые мы вам направляем. Ввод же наших войск на территорию Афганистана сразу же возбудит международную общественность, повлечёт за собой резко отрицательные многоплановые последствия. Это, по существу, будет конфликт не только с империалистическими странами, но и конфликт с собственным народом. Наши общие враги только и ждут того момента, чтобы на территории Афганистана появились советские войска. Это им даст предлог для ввода на афганскую территорию враждебных вам вооружённых формирований.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что вопрос о вводе войск рассматривался нами со всех сторон, мы тщательно изучили все аспекты этой акции и пришли к выводу о том, что если ввести войска, то обстановка в вашей стране (а про свою страну, СССР — ни слова /авт./) не только не улучшится, а наоборот, осложнится. Нельзя не видеть, что нашим войскам пришлось бы бороться не только с внешним агрессором, но и с какой — то частью вашего народа. А народ таких вещей не прощает».

Дальше разговор пошёл о запросах афганской армии, а для нужд во всю идущей гражданской войны подавались всё новые и новые партии оружия и боевой техники. Это требовало миллионные и миллиардные инвестиции. И они находились — за счёт советского народа!»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО