Борис
ГРОМОВ

«Один из важных  вопросов — кто заварил кашу под названием «саурская революция» и военный переворот в 1978 году и почему к их лозунгам и призывам так благожелательно отнеслись в СССР? Эта революция и переворот были предвестниками принятия решения руководством СССР о вводе советских войск в ДРА, но у нас никто не пытался спрогнозировать уже тогда этот важнейший момент. Я нигде не нашёл подтверждения попытки такого прогноза.

Опираясь на источники тех лет, можно сказать, что во главе всего этого действия, в том числе и по ликвидации прежнего лидера Афганистана М. Дауда, стояли Н. Тараки и Х. Амин — новый глава государства и партии НДПА и его заместитель, которые пришли к власти и которых можно было считать агентами влияния, поскольку они находились под патронажем наших спецслужб.

Эти два человека не были ангелами, каждый преследовал собственную цель и был по-своему умным, настырным, хитрым, коварным, рвущимся безудержно к власти. Оба давно поняли, что лучше помощников для них в мире, кроме северного соседа, нет. Советский Союз к тому времени построил в ДРА большое количество объектов, в том числе дороги, оборудованные перевалы (включая самый важный — Саланг), электростанции, жилые микрорайоны, аэродромы и многое другое. Оба были убеждены, что советские товарищи откликнуться на любую их просьбу (прежде всего, военную),только просить нужно умело и с напором! И они, советские товарищи, не подвели.

Тем временем уверенность Н. Тараки в том, что отсталый Афганистан сумеет одним прыжком преодолеть пропасть между дремучим феодализмом и социализмом, о чём он неоднократно заявлял, подогревало в какой-то степени желание советского руководства оказать нарождающейся демократии максимальную помощь. Тем более, это соответствовало существовавшей в нашей стране негласной доктрине о том, что «революция ни в одной стране не могла погибнуть до тех пор, пока существовал Советский Союз». 

Кроме того, до 1978 г. правительство СССР имело большой опыт поддержки своих партнёров по социалистическому лагерю. Мы оказывали не только колоссальную экономическую помощь этим странам, но и не останавливались перед применением военной силы. Действия советского руководства во время событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) не принесли ему серьёзных осложнений, если не принимать во внимание усиливавшееся диссидентское движение. Кроме Чехословакии и Венгрии были Куба, Вьетнам и некоторые другие государства, которым СССР оказывал непосредственную или  косвенную поддержку. Таким образом, нашему руководству предстояло повторить то, что им уже делалось неоднократно — с тем отличием, что на этот раз объектом внимания оказалась  азиатская страна.

Если посмотреть на события в ДРА в конце 70-х годов, то надо сказать, что напряжённость в Афганистане нарастала день ото дня и весной 1979 года стало окончательно ясно, что в ДРА полным ходом набирает обороты гражданская война! Вскоре руководители Афганистана начали обращаться к СССР с просьбами о помощи не только оружием, боеприпасами и техникой, но и прежде всего войсками. Они неоднократно высказывались по этому поводу  послу СССР в Кабуле А.М. Пузанову, специальному представителю КГБ СССР  Б.С. Иванову, главному военному советнику в ДРА Л.Н. Горелову. Повторялись они партийным и государственным деятелям, посещавшим Афганистан. Кроме того, эти просьбы передавались лично Л.И. Брежневу, Д.Ф. Устинову, Ю.В. Андропову и другим членам Политбюро ЦК КПСС. Тем самым, афганцы пытались напрямую втянуть Советский Союз в решение внутренних проблем своей страны. И это в конечном итоге им удалось!»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО