Борис
ГРОМОВ

«И мне постоянно, до боли в сердце, после того, что видел и пережил, не даёт покоя всё, что связано с решением о вводе советских войск (40А) в Афганистан, а через несколько лет и о выводе их из этой страны. А оно — решение о вводе — было ужасным и катастрофическим по своим последствиям! Конечно, мы верили в мудрость и непогрешимость (а о другом было страшно и подумать) наших руководителей, но когда со временем тайное становилось явным, то оказалось, что в реальности государство по воле наших тогдашних лидеров, прикрываясь пролетарскими лозунгами, попросту вляпалось в Афганистане в кровавую историю и в итоге, поняв это, руководители страны очень хотели прикрыться своей армией, что «мол это военные, 40 Армия, плохо воевала за интересы афганской революции(?!?)». Об этом без стеснения говорили члены Политбюро ЦК КПСС М.С. Горбачев, Э.А. Шеварнадзе и многие другие. Прошло более 30 лет после войны в этой стране, а вопросов появляется все больше и больше! Кто готовил и принимал это решение? И кто должен ответить за это? Почему так долго наше руководство не принимало решения по возвращению своей армии домой? Я не хочу и не требую крови, но правда должна восторжествовать, хотя бы для будущих поколений и тех людей, которым придётся принимать подобного рода решения (не дай Бог, конечно).

Мне интересны мнения всех людей и тем более тех, которых я знаю. Вот что сразу после ввода войск в ДРА в январе 1980 г. написал в своём дневнике А.Л. Адамишин (в будущем заместитель министра иностранных дел, Чрезвычайный и Полномочный посол) под впечатлением совещания у министра иностранных дел Громыко А.А.:

«Ввели мы войска в Афганистан. На редкость неудачное решение. О чём они думают? Видимо, друг перед другом упражняются в твердости. Мол, мускулы показываем. На деле же — акт слабости, отчаяния. Гори он синим пламенем, Афганистан, на кой хрен ввязываться в совершенно проигрышную ситуацию? Бросаться своим моральным капиталом, перестанут нам верить совсем. Со времён Крымской войны прошлого века (19 века) не были мы в такой замазке: все враги, союзники слабые и ненадёжные. Если они сами не могут управлять своей страной, то не научим мы их ничему, с нашей дырявой экономикой, неумением вести политические дела, организовывать и т.д. Тем более, что ввязываемся, судя по всему, в гражданскую войну, хотя и питаемую извне. Неужели урок Вьетнама ничему не научил?

… Акция с Афганистаном — квинтэссенция наших внутренних порядков. Экономические неурядицы, боязнь среднеазиатских республик, приближающийся съезд, привычка решать проблемы силой, догматизм в идеологии – какая там социалистическая революция, какие революционеры, темень та же, что и все. Какая им помощь! С королём-то было лучше всего — слушался».

Этим высказыванием он попал не в бровь, а в глаз!

Политические последствия военной акции, которые были очевидными, появились буквально на следующий день. Советский Союз оказался в полной международной изоляции. С этого момента наша страна вынуждена была уйти в глухую оборону, которая продолжалась до весны 1989 г., когда был завершён вывод советских войск из ДРА».

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО