1 декабря 1943 года в Иране завершилась конференция лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции. 

В течение двух с половиной лет до начала конференции президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритания Черчилль наблюдали, «чья возьмёт» на Восточном фронте. Осенью 43-го коренной перелом в войне в пользу Красной армии стал очевиден. Пришла пора договариваться о послевоенном переустройстве мира с потенциальным победителем – Советским Союзом. То есть со Сталиным.

Тегеран как место встречи был выбран по причине относительной близости и безопасности для большинства участников конференции. На повестке дня стояли такие темы, как независимость Ирана, будущее Польши, начало войны Советского Союза с Японией и даже создание прообраза ООН. Но самым главным и насущным был вопрос о скорейшем открытии союзниками второго фронта.

Ленд-лиз и Северный конвой, провизия и техника союзных государств – неоценимая помощь Красной армии. Вот только масштабные боевые действия, день «Д» в Нормандии начались лишь тогда, когда, преодолев все ужасы поражений на своей территории, советские войска уже освобождали города Европы и двигались на Берлин. К тому моменту СССР потерял миллионы граждан. А «вторым фронтом» называли импортную тушёнку.

Тем не менее именно во время Тегеранской конференции было принято решение об открытии второго фронта на севере Франции в 1944 году. Правда, обещали в мае, а начали в июне. В свою очередь СССР, как и гарантировал, объявил войну Японии спустя три месяца после поражения Германии – 8 августа 1945 года. Кроме того, именно в Иране определилась дальнейшая судьба Кёнигсберга (ныне Калининграда), когда западные союзники дали принципиальное согласие на территориальные претензии СССР.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО