Ежегодно 7 апреля в нашей стране отмечается День памяти погибших моряков-подводников. В этот день в 1989 году в Норвежском море разыгралась трагедия. В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 моряка…
АПЛ К-278 «Комсомолец»
В 1966 году ЦКБ-18 (ныне – центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин») было выдано тактико-техническое задание на проектирование опытной подлодки с повышенной глубиной погружения. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Постройка атомной подводной лодки К-278 проекта 685, шифр «Плавник», началась 22 апреля 1978 года на стапеле судостроительного завода «Севмаш» в Северодвинске. 30 мая 1983 года подлодку торжественно вывели из цеха, а 3 июня этого же года её спустили на воду. С июня по август на К-278 проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и подводная лодка приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года комиссия подписала приёмный акт, и К-278 вступила в строй. 18 января 1984 года подводная лодка была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота. В место постоянного базирования, Западную Лицу, К-278 прибыла 14 декабря 1984 года. Опытная эксплуатация корабля велась под руководством командующего 1-й флотилией подводных лодок Героя Советского Союза вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова.
Вице-адмирал Е.Д. Чернов
29 июня 1985 года подводная лодка вошла в число постоянно боеготовых кораблей. 4 августа 1985 года К-278 под командованием капитана I ранга Юрия Александровича Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1027 метров. Подводные лодки вероятного противника могли погружаться максимум на 600 метров. Таким образом советская подлодка была практически неуязвима. На километровой глубине её невозможно было ни обнаружить, ни атаковать. По одной из версий в случае войны К-278 могла бы стать командным пунктом, откуда можно вести боевые действия и управлять другими кораблями.
В ходе испытаний при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были успешно произведены выстрелы болванками. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года подводная лодка выполнила задачи первой своей автономной боевой службы. В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре этого же года корабль выполнил задачи второй боевой службы. 31 января 1989 года подводная лодка К-278 получила наименование «Комсомолец».
Капитан 1 ранга Ю.А. Зеленский
Субмарина относилась к третьему поколению подводных лодок. В то время она была гордостью советского Военно-морского флота. К-278 была единственной в своей серии, считалась одной из самых совершенных разработок советских кораблестроителей, воплощением новейших конструкторских решений и передовых технологий. По своим тактико-техническим характеристикам корабль опережал своё время на четверть века. Конструктивно К-278 была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения подлодки материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав, который давал ряд преимуществ – он прочный, не магнитный и защищён от губительного действия ржавчины в морской воде. Учли конструкторы и скорость передвижения. Титановые лодки были быстрее, чем стальные. Лёгкий корпус был выполнен тоже из титановых сплавов. Тщательно отработанные его внешние обводы снижали гидродинамическое сопротивление. Снаружи лёгкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля. Прочный корпус подводной лодки был разделён на 7 отсеков. Рабочая глубина погружения «Комсомольца» составляла 1000 метров, предельная глубина погружения – 1250 метров, подводное водоизмещение – 8500 тонн, скорость подводного хода – 31 узел (57,4 км/час). В автономном плавании лодка могла находиться 180 суток. Экипаж лодки составлял 60 человек, из них 31 офицер.
Вместо прочной рубки на «Комсомольце» была предусмотрена специальная всплывающая спасательная камера (ВСК), которой экипаж мог воспользоваться в случае аварии. Вход в подводную лодку осуществлялся через ВСК. На вооружении субмарины были торпеды калибром 533-мм, ракето-торпеды С-10 «Гранат» и подводные ракеты ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам. Боеприпасы могли быть оснащены ядерной боевой частью. Стрельба ими могла производиться на различных глубинах погружения подводной лодки.
Глубоководная атомная подводная лодка К-278 создавалась как полноценный боевой корабль, способный выполнять самые различные боевые задачи, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и флотилиями противника.
Подлодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах «Комсомолец» интенсивно принимал участие в учениях ВМФ и несения боевой службы. В частности, осуществлял противолодочное охранение ракетных противолодочных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подлодок вероятного противника.
Командир АПЛ К-278 Е.А. Ванин
28 февраля 1989 года АПЛ «Комсомолец» вышла на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный экипаж под командованием капитана I ранга Евгения Алексеевича Ванина. Основной экипаж К-278 остался на берегу. 7 апреля 1989 года подводная лодка, возвращаясь из дальнего похода в базу, шла в нейтральных водах Норвежского моря на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов (14,8 км/час). В 11.02 на АПЛ «Комсомолец» возник пожар в 7 отсеке.
Экипаж «Комсомольца» самоотверженно вступил в борьбу с огненной стихией. За живучесть субмарины моряки-североморцы героически сражались в течение шести часов. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ (лодочной объёмной химической) системы пожаротушения не удалось. Огонь продолжал распространяться, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы. Из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход.
Для дальнейшего всплытия подводной лодки личному составу была дана команда на продувку цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии.
При продувке цистерны произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух. Возник объёмный пожар с очень высокой температурой горения.
В 11.16 К-278 всплыла на поверхность. К этому времени пожар перекинулся на соседний шестой отсек. Ещё несколько отсеков были сильно задымлены. Загорелась часть электрощитов в разных отсеках, в результате чего сработала аварийная защита ядерного реактора. Произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда, запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.
«Комсомолец» в море
Через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступил в цистерну главного балласта правого борта и подводная лодка дала крен на левый борт. В систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков продуктами горения.
Командир К-278 капитан I ранга Ванин несколько раз пытался передать сигнал об аварии в штаб Северного флота. На берегу его приняли и расшифровали лишь после восьмого раза. Подводникам на помощь были направлены самолёты морской авиации Северного флота. В 13.20 командование Северного флота передало координаты подводной лодки на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая вышла к месту аварии.
В 14.40, пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта Ил-38 установил визуальный контакт с К-278. Помочь терпящим бедствие подводникам он ничем не смог. Прибывшие в 14.50 ещё два самолёта североморцев совместно с Ил-38 вели ретрансляцию переговоров командира подлодки и штаба флота. Экипаж самолёта Ил-38 не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Ориентировочно они должны были прибыть к тонущей субмарине через 18 часов.
Вдруг лётчики заметили, что в 16.35 подлодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно. Наблюдался дифферент на корму и крен на правый борт. В 16.40 командир подводной лодки приказал готовиться к эвакуации экипажа, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Дифферент на корму постоянно увеличивался, вода подступила к основанию боевой рубки. Когда она на половину скрылась в воде, командир К-278 передал радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
В 17.00 на оставшийся единственный плот с подлодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. Самолёт Ил-38 сбросил авиационный спасательный контейнер. С дифферентом на корму до 80 градусов в 17.08 К-278 стремительно затонула на глубину 1658 метров, унося с собой погибших в отсеках, и пять членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере.
После всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк, после чего через него удалось выбраться и остаться в живых лишь одному человеку. Камера мгновенно снова ушла на дно. Находившиеся в ней люди погибли.
В 18.25 к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту находившиеся более часа в ледяной воде от переохлаждения погибли и утонули 17 человек. На борт судна подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Ещё трое моряков скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало у врачей опасений. Медики потом пояснили – пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения и спасти их было невозможно.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года все 69 членов экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец», из них 42 посмертно – были награждены орденом Красного Знамени. Имена погибших подводников увековечили на мемориальной доске в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В Северодвинске, где строилась подводная лодка, на 40-й день её гибели из чёрного кольского гранита был возведён Скорбный камень. Гранитный камень был привезён членами первого экипажа К-278 из мест, где она базировалась в Мурманской области.
Корпус затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец» до сих пор находится на дне Норвежского моря в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было проведено 7 семь экспедиций, в ходе которых осуществлялось наблюдение за состоянием подводной лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор подводной лодки К-278 заглушен надёжно и она не представляет угрозы для окружающей среды. Рядом с «Комсомольцем» лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27…
Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в 1998 году в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не предоставляется возможным».
В память об этой трагедии приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации адмиралом флота Феликсом Николаевичем Громовым от 19 декабря 1995 года 7 апреля объявлено Днём памяти погибших подводников. Ежегодно 7 апреля в 12.00 на панихиде в Николо-Богоявленском соборе собираются несколько тысяч человек, чтобы поимённо помянуть всех погибших членов АПЛ К-278 «Комсомолец». В Санкт-Петербурге существует благотворительная общественная организация ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец».
Моряки-подводники – это люди особого класса и особой закалки, которые не просто отличаются смелостью, самоотверженностью, презрением к опасности, но и имеют превосходный уровень образования, являясь специалистами высокого класса. Служба на подводных лодках очень опасна и сопряжена с регулярным риском для жизни. Тем не менее многие молодые люди поступают на учёбу в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, многие мечтают попасть служить на подводную лодку по контракту. Моряки-подводники были и остаются элитой Военно-морского флота Российской Федерации и отношение к ним в нашем обществе – особенное.
Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»