22 марта 1943 года карательные отряды СС ворвались в белорусскую деревню Хатынь и сожгли заживо или расстреляли 149 её жителей, в том числе 75 детей в возрасте до 16 лет.
Такое наказание нацистские изуверы выбрали для возмездия жителями деревни за помощь партизанским отрядам «Дяди Васи» (Василий Воронянский — один из руководителей партизанского движения на территории Минской области), которые утром устроили засаду на карателей, уничтожив трех человек, в том числе капитана полиции Ханса Вёльке.
Полицейские из состава 118-го шуцманшафт-батальона, набранного в Киеве из националистов и пленных бойцов РККА, не стали сражаться с партизанами, а согнали ни в чем не повинных жителей близлежащей Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Каратели не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей — в сарае оказались семья Барановских с 9 детьми, Новицких с 7 детьми, Вера Яскевич с семинедельным сыном, жители близлежащих деревень, которые попались им под руку. Сарай обложили соломой, облили бензином и переводчик-полицейский Лукович поджёг его. Горящих людей, пытающихся вырваться из горящего здания, фашисты хладнокровно расстреляли из пулемётов, автоматов и винтовок на месте. После чего спалили 26 домов — на месте тихой лесной деревни остались пепелище и сиротливо торчащие печные трубы.
Спастись удалось лишь семилетнему Виктору Желобковичу и двенадцатилетнему Антону Барановскому, которых подобрали и выходили жители соседних деревень. Еще две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени, но позднее и она была сожжена карателями, обе девушки погибли. Из взрослых уцелел лишь 56-летний кузнец Иосиф Каминский — раненый и обгоревший, он нашёл среди трупов односельчан своего сына Адама, скончавшегося на руках отца. Иосиф и Адам Каминские и послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе «Хатынь», открытом 5 июля 1969 года на месте сожженной деревни.
Колокола Хатыни, венцы срубов на месте домов, обелиски в виде печных труб, бронзовые таблички с именами тех, кто родился и жил в этом доме, а позже погиб в огненном аду, рассказывают всему миру о трагедии Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Хатынь стала трагическим символом зверств оккупантов, уничтоживших за годы войны 9200 белорусских сел и деревень. В мемориальный комплекс входит целое Кладбище деревень — 185 символических могил, каждая из которых напоминает об одной из сожженных вместе с жителями, но так и не восстановленных белорусских деревень. 186-я — это сама Хатынь.
На мемориальной стене Памяти установлены плиты с названиями 260 лагерей смерти и мест, где фашисты массово истребляли белорусских людей — в их память горит Вечный огонь. И настоящим символом возрождения, напоминанием о непокорённости белорусского народа, над всем возвышается Древо жизни, на ветвях которого перечислены названия 433 белорусских деревень, сожженных оккупантами вместе с жителями, но восстановленных после войны.