«Война на Украине началась не 24 февраля, она началась не с наступления русского войска. Эта война началась еще в 1990 году», — заявляет Капитан Драган, он же капитан Драган Василькович, серб удивительной судьбы.

Он рос в настолько бедной семье, что мальчику не могли купить даже учебники – Драган и его мать жили на пособие от правительства Австралии, куда они перебрались из Белграда в 60-х годах прошлого века. Свою австралийскую карьеру Драган начал, собирая мячики на гольф-полях, а закончил одним из пяти лучших выпускников военной академии в Перте. Он прошел дополнительную подготовку артиллериста и диверсанта в США, получил звание капитана австралийской армии, но ушел в отставку и вернулся в Югославию.

В 1991 году, после встреч со Слободаном Милошевичем, успешный предприниматель Драган Василькович продал свой самолет, чтобы на вырученные средства создать центр «Альфа» в Книнской крепости Сербской Краины по обучению разведывательно-диверсионных подразделений, оснастив его курсантов системами GPS, приборами ночного видения, тепловизорами, современными системами коммуникации. Их подготовку вели инструкторы, отобранные и обученные самим Капитаном Драганом. Прошедшие обучение либо оставались с ним, либо отправлялись служить в другие подразделения. 

Не ограничиваясь подготовкой добровольцев, Драган создал подразделение «Книндзи» (от сербского Книнџа — соединение «Книн» и «ниндзя») из 64 бойцов, которое он сам и возглавил. Подразделение создавалось по подобию спецназа австралийской армии и стало одним из самых боеспособных и дисциплинированных подразделений Сербского войска Краины: в 257 операциях «книндзей» из 64 бойцов погиб лишь один — от прямого попадания гранаты в голову, четверо получили ранения. Также Капитан Драган в Краине готовил бойцов в учебном центре в Брушке.

После Боснийской войны Драган Василькович был объявлен в международный розыск, схвачен и осуждён Гаагским трибуналом на 15 лет. Отсидел. Вернулся. Теперь его мечта — «Победить врага его же оружием, на его же поле». Он создал фонд «Капитан Драган», в котором сейчас хранится 67 000 досье о жертвах войны.

«Пленные одной войны», или «Отчасти я защищаю интересы и России»

(Из интервью, которое взяла у Драгана Васильковича общественный деятель Елена Шахова для информационного портала «РуСербия»)

- Драган, чем ты сейчас занимаешься?

– Когда я вышел из хорватской тюрьмы, я опять открыл Фонд, но теперь основная моя деятельность – это помощь сербам, находящимся в усташских тюрьмах, их освобождение. Ведь они находятся в тюрьме только потому, что они сербы. Война в Хорватии якобы завершилась в 1995 году, но не мы воевали с хорватами, это они воевали с нами. И от «завершения» войны до сегодняшнего дня более 3000 сербов арестовано за якобы совершенные ими военные преступления, без каких-либо серьезных доказательств осуждены на огромные сроки тюремного заключения. Я сам все это прошел. Теперь мы боремся за их свободу, у нас получилось вызволить из тюрьмы более 20 человек, буквально на днях с нашей помощью был освобожден еще один человек.

Вот это и есть главная цель работы моего Фонда – освободить всех сербов, находящихся в хорватских тюрьмах, осужденных за якобы совершенные ими военные преступления, осужденных без доказательств.

– Как называется твой фонд?

– Фонд носит мое имя, так и называется Фонд Капитана Драгана. Почему я дал Фонду свое имя? Ну, во-первых, чтобы использовать свое имя, свою популярность на благое дело. Во-вторых, если человек как-то хочет помочь, я ему говорю, что я сам, лично, отвечаю за все, что делает Фонд, что это не какая-то безымянная организация, где неизвестно, кто косит, а кто воду носит. Здесь сразу понятно, что я за все отвечаю, принимаю все решения и я всегда готов ответить на все вопросы, и я ничего не боюсь.

– Извини, задам вопрос про деньги. Кто финансирует Фонд? Имеете ли поддержку от государства?

– Нет. У нас нет никакого финансирования, работа Фонда зависит исключительно от людей доброй воли, от народа, который верит в то, что мы делаем. Наш Фонд существует на пожертвования, плюс все вырученные деньги с продажи моей книги идут в Фонд. Я оставил себе все пару десятков экземпляров для подарков друзьям, а все остальные книги передал Фонду. Вот так мы и работаем.

ё

Отчасти я защищаю и интересы России. Ведь война на Украине началась не 24 февраля, она началась не с наступления русского войска. Эта война началась еще в 1990 году. И это одна и та же мантра, один и тот же образец, тот же враг, что развалил Югославию, а теперь пытается развалить и Россию. И те пленные, которые оказались в тюрьмах сейчас, и те, что находятся в усташских тюрьмах — это пленные одной и той же войны. И было бы очень хорошо, чтобы и русское Правительство, русское командование, когда ведет переговоры об обмене пленными, помнило бы и наших пленных, включало бы и их тоже в списки на обмен. Ведь этих пленников все забыли! И повторю еще раз – Специальная военная операция не начало войны, а ее продолжение, война идет более 30 лет. Я хочу, чтобы это поняли! Чтобы в списки на обмен включались и пленные сербы, которые еще 30 лет назад с оружием в руках защищали, в том числе и целостность России, хоть война и шла не на ее территории.

ё

Представительница «БОЕВОГО БРАТСТВА» в Сербии Ольга Литвина и капитан Драган Василькович записали обращение к отряду «Эспаньола», изначально состоявшего из болельщиков футбольных команд, в том числе и сербской «Црвены Звезды» («Красной Звезды»), который находится в зоне СВО, и выслали им как поддержку: 

И получили от отряда ответ:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО