
К концу сентября 1941 года на советско-германском фронте сложилась крайне тяжелая для СССР ситуация. После трехмесячного Смоленского сражения, тяжелых боев в районах западнее Брянска, Рославля, Конотопа и Харькова враг подошел вплотную к столице нашей страны, блокировал Ленинград и продолжал рваться вперед на юге.
Для захвата Москвы гитлеровское командование разработало операцию «Тайфун», по плану которой прорыв трех танковых групп группы армий «Центр» из районов Духовщины, Рославля и Шостки должен был рассечь группировку основных сил Красной армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их по частям в районах Брянска и Вязьмы, а затем двумя ударами обойти Москву с севера и юга, окружить и захватить город. Дальнейшие планы нацистов предусматривали полное уничтожение Москвы вместе со всем населением.
Для выполнения этой задачи немцы сосредоточили внушительные силы - 3 полевые армии, 3 танковые группы и 2-й воздушный флот, насчитывавшие в общей сложности 1,8 млн человек, около 1700 танков, свыше 14 000 орудий и миномётов, 1400 боевых самолётов. Противостоявшие им войска Западного, Калининского и Брянского фронтов уступали по всем параметрам в 1,4-1,6 раза, к тому же они были растянуты на огромном (почти 1600 км) фронте, а стратегическая инициатива целиком принадлежала противнику.
30 сентября из района Шостки перешла в наступление 2-я танковая группа генерала Гудериана, а ранним утром 2 октября ударили 3-я танковая группа генерала Гота и 4-я танковая группа генерала Гёпнера. Началась Московская стратегическая оборонительная операция, более известная как Битва за Москву, длившаяся с 30 сентября по 5 декабря 1941 года.
К 7 октября немцам удалось полностью выполнить план первого этапа операции и окружить 4 армии Западного и Резервного фронтов под Вязьмой и Брянском. Танковые части вермахта стремительно развивали наступление на Малоярославец, Вязьму, Тулу, Гжатск и Калугу. Командование РККА не смогло определить направление главного удара противника, на многих участках оборона просто отсутствовала, бесконечные бомбежки разрушали инфраструктуру, вносили сумятицу в управление войсками, в тылу поднялась паника. Бои шли уже в 100 км от столицы - путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт.
Но на пути фашистов вставали все новые и новые защитники столицы. Окруженные советские армии в течение двух недель дрались до последнего, сковав силы более 20 немецких дивизий, а затем остатки частей прорвались из окружения. Спешно укреплялись или строились новые линии обороны с опорой на старые укрепрайоны и рельеф местности.
Можайская линия обороны возводилась жителями столицы, на её наполнение были брошены резервные и вышедшие из окружения части, дивизии народного ополчения и даже курсанты военных училищ. Всего было построено 296 ДОТов, 535 ДЗОТов, 170 км противотанковых рвов и 95 км эскарпов. Возводилась система оборонительных сооружений и опорных узлов сопротивления на ближних подступах к столице. На улицах Москвы строились баррикады и заграждения, устанавливались зенитки и оборудовались под огневые точки цокольные этажи, отряды самообороны каждую ночь гасили сотни немецких «зажигалок».
Однако противник двигался слишком быстро. 12 октября пала Калуга, 14 октября - Боровск, 18 октября - Можайск и Малоярославец, вермахт развивал успех на севере, в районе Калинина, шли жестокие бои в районе Тулы и Мценска, кипели жаркие схватки в воздухе. Противник перерезал важнейшие автомобильные и железнодорожные магистрали, резко сократив возможность маневра резервами, подвоза частей и боеприпасов. 15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы в тыл управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, началось минирование заводов, электростанций и мостов. 20 октября в Москве и пригородах введено осадное положение.
Но яростное сопротивление советских людей не прошло для захватчиков даром. Погибавшие в безвыходных котлах и бесконечных контратаках полки и дивизии отнимали у врага главное - время. Стальные клинья танковых дивизий медленно, но верно истачивались на слабых, но многочисленных и державшихся до последнего узлах обороны. Коммуникации противника растягивалась, а резервы таяли. Враг дорого заплатил за свои победы, многие части к концу октября насчитывали по 50-60% своего первоначального состава, потери в танках доходили на некоторых направлениях до 40%, а наступившая распутица резко ухудшила подвоз боеприпасов и топлива. Практически все прорывы конца октября - начала ноября завязли в советской обороне.
Но враг еще был далек от истощения и с первыми морозами наступление немецких войск возобновилось. 3-я и 4-я танковые группы вермахта ударили на Клин и Солнечногорск, а 2-я танковая группа - на Каширу и Коломну. Упорные бои развернулись в районе Волоколамского шоссе, немцы берут Лобню и подходят к Химкам и Кашире - вермахт стоит всего в 29 км от Кремля. 7 ноября на Красной площади проходит торжественный парад по случаю годовщины Октябрьской революции - после прохождения по брусчатке у Кремля воины уходят на фронт, до которого буквально рукой подать.
Но это уже был предел измотанных и сильно потрепанных немецких дивизий, в то время как советское командование лишь наращивало давление, восстановив рубежи на река Нара и под Тулой, у Наро-Фоминска и под Звенигородом, на канале Москва - Волга и под Дмитровом. Ставка планомерно подтягивала и накапливала резервы, формировала ударные части и спешно восстанавливала логистику в прифронтовой зоне. Шла огромная работа по перехвату инициативы у противника.
И 5 декабря войска Калининского, а 6 декабря - Западного и Юго-Западного фронтов внезапно для врага перешли в мощное контрнаступление. Началась вторая стадия битвы - Московская наступательная операция, отбросившая врага на 100-250 км от столицы.
Оборона Москвы далась сторонам дорогой ценой. Советские войска по самым приблизительном подсчетам потеряли убитыми и ранеными около 650 тысяч человек, большинство - в «котлах» и при отступлении, вермахт - порядка 145 тысяч. Потери гражданских жителей не поддаются счету, было разрушено более 6000 объектов инфраструктуры, сотни городов и деревень лежали в руинах, были потеряны важные промышленные районы и транспортные коридоры. Однако Красная армия сделала то, чего не смогла ни одна европейская держава - она выстояла. И не просто удержала свою столицу, а нанесла первое крупное поражение немецко-фашистской армии, считавшейся непобедимой. Враг не сумел достичь своей главной цели - полностью уничтожить советские вооружённые силы и взять столицу нашей Родины.
Да, это была еще не победа - впереди были долгие три с половиной года поражений и неудач, надежд и первых успехов. Но именно на полях Подмосковья ковалась та Красная армия, которая поднимет свой стяг над поверженным рейхстагом.