Почти полтора столетия род Сенявиных, единственный среди знаменитостей прошлого, был неразрывно связана с историей зарождения, становления и боевой славой Военно-морского флота России. Начало славной династии моряков Сенявиных при Петре I положили братья: Наум, Иван и Ульян. Самый известный из них – адмирал Наум Акимович, прославившийся в 1719 году громкой победой русского флота над шведами у острова Эзель.

Дело отца продолжил сын Алексей. Он являлся создателем Азовской флотилии и в звании вице-адмирала вывел в Чёрное море первую русскую эскадру. Алексей Наумович был первым наставником на морской стезе своего племянника, будущего выдающегося флотоводца адмирала Дмитрия Сенявина.

ё

Дмитрий Сенявин родился в имении Комлево Боровского уезда Калужской губернии 17 августа 1763 года. В десятилетнем возрасте Дмитрий Сенявин был определён в Морской корпус в Санкт-Петербурге.

«Науками досаждали мало, больше приучали к морю, давая простор молодым головам», – вспоминал адмирал.

Несмотря на способности, первые годы учения Сенявин попросту отлынивал, бедокурил, и три года просидел в одном классе. На путь истинный его «наставил секанцами» дядя – капитан II ранга Иван Сенявин. Дело пошло успешно, и в 1777 году Дмитрия Сенявина произвели в гардемарины. Затем, уже в период «настоящей» учёбы, он участвовал в двух учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1780 года выпускник Морского кадетского корпуса мичман Сенявин на корабле «Князь Владимир» отправился в плавание в Лиссабон, по результатам которого командование отметило его «отличное радение к службе». После возвращения домой в 1782 году подающего надежды офицера откомандировали сначала на Азовский, а затем на Черноморский флот.

Осенью 1782 года мичман Сенявин был переведён на только что построенный фрегат «Крым». В январе 1783 года его производят в чин лейтенанта. На образцового и расторопного офицера обратил внимание контр-адмирал Фома Мекензи, назначив Дмитрия Сенявина своим флаг-офицером. 2 мая 1873 года лейтенант Сенявин с эскадрой вице-адмирала Федота Клокачёва вошёл в Ахтиарскую бухту. Флагман Клокачёв сразу по достоинству оценил бухту – будущую базу Черноморского флота.

Вскоре вице-адмирал Клокачёв убыл в Херсон, а новый флагман контр-адмирал Мекензи все работы по строительству порта и города Севастополя переложил на Дмитрия Сенявина. Неделями без отдыха метался флаг-офицер по близлежащим бухтам и берегу. Договаривался с командирами полков о выделении солдат в помощь матросам, работавшим на стройке. Не хватало материалов – Сенявин отдал приказ брать камень в Херсонесской бухте. Случалось, Дмитрий Николаевич обращался за помощь непосредственно в Адмиралтейство. Здесь лейтенант Сенявин прошёл хорошую административную практику.

ё

Дарданелльское сражение

В 1786 году его назначили командиром пакетбота «Карабут», доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту русскому послу в Турцию. В мае 1787 года лейтенанта Сенявина произвели в капитан-лейтенанты. Положение командира специального судна связало его с князем Григорием Потёмкиным, который летом 1788 года включил опытного моряка в свою свиту. В том же году Дмитрий Николаевич на эскадре контр-адмирала Марко Войновича участвовал в боях с турками под Очаковом.

«Находившийся за флаг-капитана, Сенявин при отличной храбрости и неустрашимости с совершенною расторопностью обозревал движения и делал сигналы», – писал в рапорте Войнович.

Сам Фёдор Ушаков с одобрением отзывался о действиях Дмитрия Сенявина. С реляцией к Григорию Потёмкину о разгроме турок в очередном морском сражении при Фидониси Марко Войнович направил к светлейшему князю Григорию Потёмкину капитан-лейтенанта Сенявина. Обрадованный князь тут же направил Сенявина в Санкт-Петербург к императрице с радостным известием о победе над турецким флотом. Екатерина II «за весть радостную и жданную» наградила моряка золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами и наполненной червонцами.

В августе 1788 года капитан-лейтенанта Сенявина повысили в чине, произвели в капитаны II ранга. Григорий Потёмкин редко ошибался в людях. Присмотревшись к Сенявину, князь назначил капитана II ранга Сенявина своим помощником по морской части, генеральс-адъютантом. Осенью, командуя кораблём «Полоцк» и отрядом вооружённых судов, он уничтожил 13 турецких транспортов, за что получил орден Святого Георгия IV степени. Участвовал в сражении при Калиакрии в 1791 году. На следующий год Сенявин – командир 66-пушечного линейного корабля «Святой Александр Невский», на котором четыре кампании крейсерствовал в Чёрном море.

ё

Действия флота Дмитрия Сенявина в Эгейском море

В январе 1796 года Дмитрия Николаевича произвели в капитаны I ранга и назначили командиром 74-пушечного линейного корабля «Святой Пётр». На нём Сенявин в составе эскадры вице-адмирала Ушакова участвовал во всех боевых действиях в Архипелаге. За взятие крепости Святой Мавры получил чин капитана генерал-майорского ранга и орден Святой Анны II степени. После возвращения эскадры на родину возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт. В 1803 году капитан I ранга Сенявин произведён в чин контр-адмирала и переведён главным командиром порта в Севастополь.

В 1804 году контр-адмирала Сенявина отзывают на Балтику и назначают командиром Ревельской флотилии. 16 августа 1805 года его производят в вице-адмиралы. С началом войны с Францией осенью 1805 года вице-адмирал Сенявин во главе эскадры отправляется на защиту Ионических островов. В Средиземноморье и Адриатике проявился его зрелый талант флотоводца. Приняв на себя главнокомандование морскими и сухопутными силами, вице-адмирал Сенявин за короткое время овладел опорными пунктами французов в Далмации, очистил Черногорию от захватчиков.

ё

Афонское сражение

Во время войны с Турцией он организовал в 1807 году блокаду Дарданелл. В Дарданелльском и Афонском сражениях разгромил превосходящие силы турецкого флота, захватил крепость Тенедос. За это был награждён орденом Святого Александра Невского.

Возвращаясь из Средиземноморья, эскадра Сенявина из-за начавшейся войны с Англией в августе 1808 года была блокирована британским флотом в Лиссабоне. Дмитрий Николаевич, будучи наделённым неординарными способностями, нашёл беспрецедентный в истории дипломатии и войн выход. Он самостоятельно пошёл на переговоры с неприятелем и добился передачу кораблей эскадры под гарантию, что они после окончания войны вернутся в Россию такими, какими были сданы англичанам. Таким образом мудрость и инициатива вице-адмирала Сенявина сберегли для государства сотни тысяч червонцев. Англичане были поражены: они надеялись увидеть позорный привод неприятельской эскадры, а вместо этого в их порту гордо развевались Андреевские флаги! Такого события в истории Англии ещё не было. Лиссабонский договор иначе не называли, как «посрамление чести английской нации».

ё

Александр I

Это самовольно принятое решение вызвало гнев Александра I, он не желал видеть Сенявина, увенчавшего славой Россию на море в годы военных неудач на суше. Вице-адмирал Сенявин оказался в опале. Его снова назначили командиром Ревельской эскадры, подальше от столицы.

Во время Отечественной войны 1812 года эскадра несла патрульную службу у берегов Англии. Дмитрий Николаевич посчитал это за «бездействие», когда его народ «несёт кровавую жертву с супостатом». Он написал рапорт военному министру, что готов перейти в армии «в тот род службы, таким званием, каким удостоены будут способности мои». Но ему было отказано, и в 1813 году вице-адмирал Сенявин подал в отставку. Просьба вице-адмирала была удовлетворена. Ему была назначена половинная пенсия, что создавало материальные трудности большой семье Сенявина, временами ей не на что было жить.

Только в 1825 году, когда на престол взошёл Николай I, вспомнили о заслугах Дмитрия Николаевича перед Отечеством.  Император предложил моряку вернуться на службу и даже назначил его своим генерал-адъютантом, а затем командующим Балтийским флотом. В августе 1826 года ему присвоили звание адмирала, а через год за победу в Наваринском сражении Николай I «наложил» на адмирала Сенявина алмазные знаки ордена Святого Александра Невского.

ё

Николай I

В 1828 году в Средиземное море отправилась эскадра контр-адмирала Петра Рикорда. Адмирал Сенявин возглавил её на переходе Балтийским морем. Император Николай I направил в поход Дмитрия Сенявина прежде всего «для поддержания порядка и дисциплины, муштры экипажей». В следующую кампанию Дмитрий Николаевич уже не выходил в море. Неизлечимый недуг подкрался незаметно. Адмирал Сенявин взял отпуск, поехал в Москву, чтобы подлечиться. Надеялся на перемену климата – не помогло. Окончательно его сразил ещё один удар — скоропостижно скончался младший сын, поручик Лев Сенявин.

Весной 1831 года Дмитрий Николаевич уже не вставал с постели. Предчувствуя свою кончину, адмирал Сенявин просил своих боевых товарищей офицеров, похоронить его в Охте, как есть в халате, попросту, без церемоний и лишних хлопот. 5 апреля 1831 года адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин скончался. Император Николай I распорядился по-иному. Отпустил на похороны адмирала Сенявина 5000 рублей, приказал хоронить со всеми почестями. Похороны прошли торжественно, сам Николай I отдал ему последние почести, командуя почётным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка. Дмитрий Сенявин покоится в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Нижегородского областного            отделения »БОЕВОГО БРАТСТВА»  

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО