17 июля 1788 года русская эскадра под командованием адмирала Самуила Грейга одержала победу над шведским флотом в Гогландском морском сражении. Этому событию исполнилось 235 лет.

Враждебные России государства с завистью и опасением следили за её быстрым политическим возвышением и ростом военной мощи. Они всячески подстрекали Турцию, а одновременно и амбициозного шведского короля Густава III, мечтавшего возвратить Швеции отнятые у неё Петром I древние российские завоевания – Карелию, Ингрию (Ингерманландию), Финляндию.

В 1787 году началась война России с Турцией. Как и во время предыдущей русско-турецкой войны 1768-1774 годов, российские военачальники планировали отправить русский флот в Средиземное море, чтобы организовать на территории Османской империи восстание православных народов.

ё

Адмирал Самуил Грейг

Для нового похода готовилась эскадра под командованием адмирала Самуила Грейга – шотландца, в 1764 года поступившего на службу в российский флот. Это был опытный моряк и флотоводец, герой Чесменской и Архипелагской кампаний. 

В то время, когда Россия была занята войной с Турцией, Густав III решил воспользоваться удобным моментом – вернуть земли, отошедшие от Швеции по итогам русско-шведских войн. В июне 1788 года шведы осадили русскую крепость Нейшлот, захватили в плен два русских фрегата и направили ультиматум России. Ещё до официального объявления войны королевский флот Швеции взял курс к российским берегам. В планах короля Густава III предусматривались высадка десанта, взятие с моря Санкт-Петербурга и победоносное завершение войны.

ё

Шведский король Густав III

Как только стало ясно, что война со Швецией неизбежна, Средиземноморская экспедиция была отменена, и адмирал Самуил Грейг получил приказ от императрицы Екатерины II выйти в море, обнаружить неприятельский флот и атаковать его. Самуил Карлович пользовался полным доверием и любовью своих подчинённых, поэтому боевой дух на эскадре был отличный. Под его неослабным руководством время на подготовку к боевому походу не было потрачено даром и по мере приближения эскадры к неприятелю крепла уверенность в успехе. Вечером, 16 июля 17 русских линейных кораблей подошли к острову Гогланд, где от разведчиков было получено донесение о близости шведского флота.

На следующее утро, 17 июля, сигнальщиками русской эскадры на западе были замечены неприятельские корабли. Тотчас с флагманского линейного корабля адмирала Грейга «Ростислав» был подан сигнал «Приготовиться к бою». Эскадра адмирала Грейга выстроилась в линию баталии на правый галс и стала спускаться по ветру, сближаясь с неприятелем.

Шведская эскадра была под командой родного брата короля Густава III герцога Карла Зюдерманландского и состояла из 15 линейных кораблей, 8 больших и 5 малых фрегатов, 3 пакетботов. В артиллерии шведы превосходили русских в полтора раза. Вес шведского залпа из 1 400 орудий был около 700 пудов (11 200 кг). Вес залпа русской эскадры из 1 200 орудий – 450 пудов (7 200 кг). Кроме всего, личный состав шведского флота был отлично обучен, так как уже два месяца находился в непрерывном плавании.

ё

Шведский флот, бывший под ветром в линии баталии, медленно двигался, не изменяя курса, поджидал русскую эскадру, которая под всеми парусами спускалась на него.

Тихий ветер и неумение некоторых командиров удерживать свои корабли в положенных местах линии баталии привело к тому, что часть кораблей арьергарда контр-адмирала Мартына Фондезина отстала. Несмотря на сигналы адмирала Грейга, сопровождаемые пушечными выстрелами, приблизиться к неприятелю они не торопились. Между тем авангард контр-адмирала Тимофея Козлянинова и центр адмирала Самуила Грейга уже подошли на картечный выстрел к неприятелю, причём флагманский линейный корабль «Ростислав» поравнялся со шведским адмиральским кораблём. Несмотря на то, что против 12 шведских кораблей было всего 7 русских, адмирал Самуил Грейг первый открыл огонь. Тотчас же сражение стало общим.

Пользуясь тем, что часть русских кораблей не вступила в бой, весь свой огонь шведы сосредоточили на линейные корабли «Ростислав» и «Владислав». Чтобы деморализовать врага и лишить его взаимодействия, адмирал Грейг всю силу артиллерийского огня «Ростислава» сосредоточил на корабль герцога Карла Зюдерманландского, надеясь заставить его выйти из боевого строя. Примеру адмирала Грейга последовал и мужественный контр-адмирал Козлянинов, который с тремя кораблями авангарда смело обрушился на передовые шведские корабли с такой энергией, что те, получив сильные повреждения и потери в личном составе, вышли из боя. Русские корабли, по которым шведы вели сосредоточенный огонь, тоже сильно пострадали. Окутанные дымом, оба флота яростно сражались, медленно продвигаясь на юго-запад. Боевой порядок кораблей смешался – каждый стремился нанести своему противнику как можно больше повреждений, чтобы тем самым выбить его из строя.

Главный удар адмирала Самуила Грейга был направлен на половину авангарда шведского флота, и если бы Грейг был своевременно поддержан кораблями контр-адмирала Фондезина, судьба шведского флота была бы решена в первоначальной стадии боя. Упорство и энергия, с которыми нападали линкор «Ростислав» и бывшие около него корабли, сильно озадачили шведов. Русская картечь в клочья рвала шведские паруса, ломала рангоут и перебивала снасти. Шведский адмиральский корабль, изрядно потрёпанный «Ростиславом» после полуторачасового сопротивления, лишившись половины парусов, способен был выйти из боя только на буксире. Вскоре той же участи подверглись ещё три неприятельских корабля. Около половины седьмого вечера, шведы пришли в явное замешательство и, следуя за передовыми кораблями стали отклоняться от боя и уходить из-под выстрелов русских кораблей.

Увидев это, адмирал Грейг тотчас последовал за ними. Прибавив парусов и одобренные удачей, наши корабли быстро догнали неприятеля. Бой разгорелся снова. Арьергард контр-адмирала Фондезина, увидев сигналы адмирала Грейга, наконец-то вступил в бой, тем самым усилив огонь русских кораблей. Пришедшие в себя шведы с яростью возобновили бой, который продолжался до 9 часов вечера.

ё

«Принц Густав»

Избитый неприятельский флот снова спустился под ветер и предпринял попытку выстроиться в линию баталии на другом галсе. С целью помешать шведам, адмирал Грейг открыл самый сильный огонь и начал преследовать противника. Но вскоре ветер стих и наступил штиль. По приказанию адмирала Грейга были спущены шлюпки для буксировки кораблей к неприятелю. Увидев это, шведы сделали то же. Наступившие июльские сумерки ещё позволяли вести бой. Сквозь мглу и дым от выстрелов оба противника продолжали упорную канонаду. Доблестный «Ростислав», бывший всё время впереди, почти вплотную подойдя к вице-адмиральскому кораблю «Принц Густав», щедро осыпал его ядрами и картечью. Канониры-ростиславцы разнесли почти весь его рангоут и уложили около трети членов шведского экипажа. Около 10 часов вечера сильно избитый «Принц Густав» спустил перед адмиралом Самуилом Грейгом свой флаг и сдался. Русскими моряками были взяты в плен вице-адмирал Вахтмейстер и 539 человек личного состава шведского корабля.

Русская эскадра со своей стороны потеряла один линейный корабль «Владислав» (капитан I ранга Амандус Берх), который в дыму, попав в середину шведского флота и не получив ниоткуда помощи, вынужден был сдаться в плен. Узнав об этом поздно ночью, адмирал Самуил Грейг принял решение идти на выручку «Владислава», но окружавшие его корабли центра и авангарда были так повреждены, что не могли преследовать удалявшийся шведский флот. Русский арьергард, который почти не принимал участия в сражении сильно отстал, и привлечь его для преследования неприятеля не предоставлялось возможным.

На этом Гогландское сражение закончилось. К полудню 18 июля шведский флот взял курс на Свеаборг. От высадки войск на южный берег Финского залива шведам пришлось отказаться. Русский же флот получил свободу действий на Балтийском море. Адмирал Самуил Грейг в начале августа, подойдя с эскадрой к Свеаборгу, блокировал стоявший там шведский флот, уничтожив при этом севший на мель вражеский линейный корабль «Густав Адольф», причём взял в плен всю его команду – 553 человека.

Русские потери в Гогландском сражении составили 580 человек убитыми, 720 ранеными, сдались в плен на «Владиславе» 470 человек. У шведов погибли 130 человек, были ранены 334 человека. Эскадры обменялись двумя приблизительно равноценными линейными кораблями. Таким образом, в принципе бой закончился вничью. Однако стратегически сражение стало победой русских, перечеркнувшей все намеченные планы шведов в кампании 1788 года. «Блицкриг» шведского короля Густава III оказался таким образом сорван. Адмирал Самуил Грейг стал настоящим героем: его подвиг состоял в том, что сражение происходило в непосредственной близости от столицы – дрожали стёкла в питерских домах. Екатерина II шутила, что в день Гогландского сражения она тоже нюхнула пороху – действительно, в Северную Пальмиру ветер принёс характерный запах артиллерийского сражения.

ё

Екатерина Великая

За неумелое командование контр-адмирала Мартына Фондезина отстранили от командования, а командиров кораблей «Иоанн Богослов» (капитан I ранга Степан Вальронд), «Память Евстафия» (капитан II ранга Андрей Баранов) и «Дерись» (капитан I ранга Савва Коковцев) приговорили к смертной казни, заменив затем приговор на разжалование в матросы.

Императрица наградила адмирала Грейга высшим орденом – святого Андрея Первозванного. «После бога, – писала она, – я должна этою победою вашим великим дарованиям, вашей твердости, вашей непоколебимой решимости к славе Российской Империи и Моей собственной. Заслуги ваши пребудут в Нашей памяти, и отечественной летописи передадут потомству имена – ваше и ваших храбрых сподвижников, увенчанные почтением и любовью».

Отличившиеся офицеры были награждены орденами и золотыми шпагами с надписью «За храбрость». Сражение у Гогланда произошло в день преподобного Сисоя. С тех пор на протяжение почти ста двадцати лет до 1905 года в списках русского флота постоянно значился корабль под названием «Сисой Великий».

В октябре 1788 года, простудившись, адмирал, Самуил Грейг тяжело заболел. Он скончался 15 октября 1788 года и был похоронен в гробнице из белого мрамора по распоряжению Екатерины II. По случаю его смерти была выбита большая золотая медаль: с одной стороны её изображён русский флот с приспущенными парусами и перекрещенными реями, с другой – герб Грейга, обвитый цепью ордена святого Андрея Первозванного.

 

                     Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Нижегородского областного отделения                        «БОЕВОГО БРАТСТВА»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО