10 августа 1912 года началась полярная экспедиция под командованием лейтенанта Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна», которая бесследно исчезла во льдах Арктики.

Воодушевлённый патриотическими порывами, русский исследователь Георгий Брусилов по личной инициативе решился снарядить полярную экспедицию и исследовать таинственную и загадочную Арктику. Судьба этой экспедиции до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований, не раскрытой уже более 100 лет и породившей несколько гипотез и легенд.

Георгий Брусилов родился 19 мая 1884 года в г. Николаеве в семье морского офицера Льва Алексеевича Брусилова, впоследствии ставшим вице-адмиралом. Родной дядя Георгия, старший брат отца – известный русский генерал Алексей Алексеевич Брусилов. В июне 1916 года генерал Брусилов провёл успешное наступление частей русской армии Юго-Западного фронта, которое вошло в историю под названием Брусиловский прорыв.

ё

Мичман Г. Брусилов

В шестнадцатилетнем возрасте Георгий Брусилов покинул родной Николаев, став юнкером русского флота в 1900 году. Через три года он держал экзамен в Морском кадетском корпусе. 21 февраля 1905 года юнкера Брусилова произвели в мичманы. В 1904-1905 годах мичман Брусилов участвовал в военно-морских операциях против японцев. Служил вначале на миноносце, а затем на крейсере «Богатырь».

В 1910-1911 годах на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» Георгий Брусилов участвовал в гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане. В его обязанности входило картографирование берегов Чукотки. Работая в экспедиции, молодой офицер осознал огромный потенциал северных широт, и ему захотелось осуществить собственную экспедицию.

Экспедиция в Арктику была организована непосредственно лейтенантом Брусиловым в 1912 году и продлилась два года. Планировалось пройти по Северному морскому пути с запада на восток. Израсходованные на организацию экспедиции финансовые средства должны были окупиться посредством промысла пушного зверя, которым должна была заниматься команда судна на всём пути следования.

ё

Шхуна «Святая Анна»

В качестве исследовательского судна была выбрана шхуна «Святая Анна», которую переоборудовали для дальнего плавания по морям в ледовой обстановке. Экспедиция лейтенанта Брусилова отправилась в путь из Санкт-Петербурга 10 августа 1912 года. 17 сентября 1912 года шхуна вошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому она шла, оказался закрыт. «Святая Анна» с переменным успехом пробивалась сквозь льды от полыньи к полынье. День 10 октября 1912 года стал последним днём, когда шхуна двигалась самостоятельно. Она оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшей шхуной. Вместо намеченного курса на восток, «Святая Анна» начала продвигаться в северном и северо-западном направлении.

К лету 1913 года шхуну вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными. «Святой Анне» пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод. 23 апреля 1914 года штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с частью экипажа, чтобы пешком достичь обитаемой земли. План экспедиции Георгия Брусилова не предусматривал пеших походов. Всё оборудование и снаряжение пешей группы было самодельным, изготовленным людьми, не имевшими опыта полярных переходов, в кустарных условиях на борту «Святой Анны».

ё

Рацион питания пешей группы состоял в основном из сухарей и не соответствовал уровню физической нагрузки. Валериан Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров. Проводимые им в пути астрономические наблюдения неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.

В результате дрейфа льдов, с момента оставления «Святой Анны» полярники прошли более 400 километров почти за три месяца. На протяжении перехода почти все они погибли. 20 июля шхуна «Святой Фока» экспедиции Георгия Седова, под командованием Николая Сахарова, спасла Валериана Альбанова и матроса Александра Конрада – единственных выживших участников экспедиции лейтенанта Брусилова.

ё

Е. Жданко и Г. Брусилов

Штурман Альбанов имел при себе письма членов экспедиции их родственникам, в том числе от Георгия Брусилова и Ерминии Жданко, но ни одного из них так и не передал адресатам, хотя от личных встреч с ними не уклонялся. Александр Конрад, наоборот, избегал их. Однажды, согласившись на встречу, предварительно сильно напился. Судьба оставшихся на борту шхуны Георгия Брусилова и девяти членов экипажа, в том числе и медика экспедиции Ерминии Жданко, вызвавшейся по собственной инициативе идти на шхуне, до сих пор не известна. До сегодняшнего дня остаётся загадкой, по какой причине лейтенант Брусилов отказался покинуть шхуну «Святая Анна», как и оставшиеся вместе с ним моряки и судовой доктор.

В 2010 году под руководством директора национального парка «Онежское Поморье» Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга архипелага Земли Франца-Иосифа были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежавшие группе штурмана Альбанова. Среди них были карманные часы, ложка с инициалами «П.С.», возможно, принадлежавшую матросу Павлу Смиренникову, самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910-1911 годов выпуска и т.д.

ё

Доставленные Валерианом Альбановым материалы экспедиции Георгия Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение.

Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара. Для навигации штурман Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года, приведённой в книге Нансена, где эти острова ещё были обозначены.

Именем Брусилова были названы горы в Антарктиде и ледниковый купол на острове Земля Георга архипелага Земли Франца-Иосифа. Первый маяк на мысе Дежнёва носил его имя – «Знак Брусилова».

Часть истории экспедиции была использована Вениамином Кавериным в романе «Два капитана». Георгий Львович Брусилов явился одним из прототипов Ивана Львовича Татаринова. Этот роман стал любимой книгой многих поколений советских подростков. Прочитав «Двух капитанов», они выбирали профессии лётчиков, моряков и полярных исследователей.

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»                    

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО