Русский мореплаватель и путешественник вице-адмирал Макар Иванович Ратманов родился 19 июля 1772 года в Торопецком уезде Псковской губернии (ныне – Тверской области). Принадлежал к дворянскому роду, происходившего от дьяка Андриана Григорьевича Ратманова.
Род Ратмановых был известен с XVII века и внесён во II часть родословной книги Псковской и Тверской губерний. В 1784 году, в двенадцать лет, Макар Ратманов был определён в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус, который тогда возглавлял Иван Логгинович Голенищев-Кутузов, торопецкий дворянин. По окончании корпуса в 1789 году 17-летний Ратманов был произведён в мичманы.
Летом того же года мичман Ратманов поступил под команду капитан-лейтенанта Холостьянова на парусно-гребное судно «Лёгкий». Балтийским гребным флотом, куда входило это небольшое судно, командовал тогда вице-адмирал принц Нассау-Зиген, а сам флот должен был участвовать в военной компании против шведов. Первое боевое крещение офицер Ратманов получил в сражении при Роченсальме 13 августа 1789 года. За отвагу и храбрость, проявленные в Роченсальмском сражении, длившемся 14 часов, мичман Ратманов был произведён в лейтенанты.
Вице-адмирал А.И. Круз
В 1790 году лейтенант Ратманов на том же судне был принят в корабельную Кронштадтскую эскадру под командованием вице-адмирала Круза. Здесь он отличился при отражении атаки шведского флота на Кронштадт и в Выборгском сражении. После заключения мира со шведами лейтенант Ратманов служил в Ревеле, а в 1792 году участвовал в проводке из Архангельска в Кронштадт нового корабля «Борей». В 1793 году лейтенант Ратманов был переведён на Черноморский гребной флот и назначен командиром бригантины «Ахилл», ходившей между Очаковом и Константинополем. В 1794 году он командует транспортным судном «Принцесса Елена», которое в марте 1797 года во время шторма затонуло на одесском рейде.
В 1798 году лейтенант Ратманов опять участвует в военных действиях. Император Павел I приказал части Черноморского флота под командованием вице-адмирала Ушакова идти в Константинополь, а оттуда в Ионический архипелаг для противодействия войскам Наполеона. Осенью 1798 года эскадра Ушакова, овладев частью Ионических островов, бросила якорь перед хорошо укреплённым островом Корфу. Соединённые войска приступили к его осаде, правый фланг их прикрывал лейтенант Ратманов, принимавший деятельное участие в атаке укреплений, командуя захваченной при его содействии тунисской корсарской шебекой. Трофей был переименован в «Святой Макарий» – по имени его командира Макара Ивановича Ратманова. К сожалению, отряд капитана I ранга Селивачёва, командовавшего 74-пушечным линейным кораблём «Захарий и Елизавета» «по нерадивости службы» ночью принял шебеку за французское судно и обстрелял её. В результате стрельбы на «Святом Макарии» были переломлены все реи и повреждены паруса.
В 1799 году, после взятия Корфу, лейтенант Ратманов, получивший новый бриг «Богоявленск», участвовал в отправке сдавшихся в плен французских войск в Анкону, где сделал промер глубин гавани и составил планы береговых укреплений, которые вскоре оказались весьма ценными и полезными при осаде Анконы. Лейтенант Ратманов участвовал в осаде Анконы в составе эскадры вице-адмирала Пустошкина и, командуя «Богоявленском», вёл бой с канонерскими лодками неприятеля, поддерживая с моря действия наших войск при взятии городов Пезаро, Фано и Синигалии. Однако первые успехи закрепить не удалось, потому что русские войска были отведены обратно на Корфу. Для очередной блокады Анконы вице-адмирал Ушаков отправил эскадру под командованием вице-адмирала графа Войновича, в состав которой входил и «Богоявленск» лейтенанта Ратманова.
Удачные переговоры офицера Ратманова, подкреплённые хитростью, заставили капитулировать французский гарнизон, дислоцировавшийся в Фано. Роль дипломата лейтенант Ратманов сыграл блестяще! Своим огнём его «Богоявленск» прикрывал русский десант к Синигалии – последнему городу на пути к Анконе. Метким артиллерийским огнём он заставил французов покинуть свои позиции и отступить к Анконе. Войдя в Синигалию, лейтенант Ратманов был с необычайным восторгом встречен местным населением.
При осаде Анконы лейтенанту Ратманову поручили усилить сухопутную артиллерию. Обустроив три батареи – Мариинскую, Константиновскую и Николаевскую, он громил стены Анконы и с горстью регулярных войск отражал каждодневные вылазки французов. Затем, командуя флотилией, сформированной им в Синигалии, он атаковал Анконскую гавань, где потопил французский линейный корабль, овладел французским купеческим судном с двумя пушками, пробиравшемся в Анкону с богатым грузом и в бою пленил 18-пушечный бриг «Буанасорте». Впоследствии купеческое судно было продано за 42 тысячи гульденов. За подвиги, совершённые в Средиземноморской кампании 1798-1799 годов, лейтенант Ратманов был награждён орденом Святой Анны III степени.
После капитуляции Анконы Ратманов опять вступил командование бригом и пробыл с эскадрой вице-адмирала Ушакова два года в Адриатическом и Средиземном морях. В 1801 году, прибыв по делам службы в Бриндизи, лейтенант Ратманов ходатайствовал об улучшении условий плена французского генерала Франсуа-Этьена де Дамаса, которого держали в сыром подвале почти без одежды, на воде и хлебе. Ратманов снабдил его одеждой и пищей. После заключения мира в Люневиле, генерал де Дамас получил свободу, посетил Ратманова и при расставании обменялся с ним рубашками, сказав: «Я сохраню вашу и завещаю хранить её потомству, как память русского великодушия и моих страданий в подземельях Бриндизи».
Генерал Ф. Э. де Дамас
В этом же году Ратманов возвратился в Николаев. Высочайшее благоволение и орден Святой Анны II степени были наградой за храбрость и распорядительность лейтенанта Ратманова. Ещё через год он вновь был переведён на Балтийский флот.
В 1802 году во время подготовки первого русского кругосветного путешествия капитан-лейтенант Крузенштерн, которому было предоставлено право самому выбирать офицеров, пригласил лейтенанта Ратманова старшим офицером на свой шлюп «Надежда». И здесь капитан-лейтенант Крузенштерн не ошибся. Лейтенант Ратманов был уже участником многочисленных морских сражений, в течение десяти лет до экспедиции командовал военными судами. Суровый, немногословный, атлетически сложенный, педант в вопросах военной службы, он идеально подходил на роль старшего помощника.
И.Ф. Крузенштерн
В ходе плавания, в 1804 году, лейтенант Ратманов был произведён в капитан-лейтенанты и награждён орденом Святого Георгия IV степени за совершение 18 морских кампаний. В 1806 году, по возвращении в Кронштадт, он был произведён в капитаны II ранга. После кругосветного путешествия Ратманов обзавёлся семьёй. Его женой стала Анна Геринг, дочь генерал-майора артиллерии. В браке у них родилось два сына – Пётр, впоследствии камергер двора, и Михаил, статский советник.
В 1807 году капитан II ранга Ратманов был назначен командиром линейного корабля «Победа» Черноморского флота. В составе эскадры контр-адмирала Пустошкина корабль принимал участие в осаде крепости Анапа, которая в то время была в руках турок. В 1808 году Ратманов опять был переведён на Балтийский флот, где командовал 74-пушечным линейным кораблём «Северная звезда», бывшим в эскадре адмирала Ханыкова. Через два года, 1 марта 1810 года, Ратманов был произведён в капитаны I ранга, а 20 июля за маневры, проводившиеся в присутствии императора Александра I, ему был пожалован бриллиантовый перстень.
До 1812 года Ратманов оставался в Кронштадте, командуя 10-м корабельным экипажем, а затем 1-й флотской бригадой. В 1811 году за отличное обучение матросов боевой службе награждён орденом Святого Владимира III степени. В мае 1812 года капитан I ранга Ратманов был назначен командиром корабля «Борей», на котором после начала войны с Францией перевозил сухопутные войска из Свеаборга в Ревель, а потом перевёз в Свеаборг воспитанников Морского кадетского корпуса, эвакуированных из Санкт-Петербурга из-за опасности нападения французов. Осенью 1812 года Ратманов на корабле «Борей» участвовал в походе русской эскадры контр-адмирала Коробки в Англию и там, состоя под начальством английского адмирала Юнга, участвовал в блокаде побережья Голландии в районе Флиссингена, откуда возвратился в сентябре 1813 года в Кронштадт.
16 марта 1816 года капитан I ранга Ратманов был назначен командиром 11-го флотского экипажа в Кронштадте. В том же году он приобрёл усадьбу братьев Баратынских в Ораниенбауме. В его доме, находившемся напротив морского госпиталя, бывали многие офицеры флота, в том числе Фаддей Беллинсгаузен.
В 1817 году капитан I ранга Ратманов командовал линейным кораблём «Гамбург» в эскадре вице-адмирала Крона при переброске наших войск из Кале в Кронштадт. В 1818 году он возглавил отряд из трёх фрегатов Балтийского флота, проданных Испании, и отвёл их в Кадис. За благополучное доставление этих фрегатов испанский король Фердинанд пожаловал ему Командорский крест ордена Карла III. В 1818 году Макар Иванович командовал линейным кораблём «Юпитер».
Весной 1819 года капитан I ранга Ратманов был вызван в Санкт-Петербург, где ему предложили возглавить новую экспедицию, снаряжавшуюся в путешествие вокруг света и в Южный Ледовитый океан. Но он вынужден был отказаться от этого предложения, так как страдал глазной болезнью, и порекомендовал на эту должность Фаддея Беллинсгаузена. В итоге, слава открытия Антарктиды досталась Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву.
Капитан I ранга Ратманов продолжал служить на Балтике в должности командира 11-го флотского экипажа. В 1820 году он был произведён в капитан-командоры, в 1822-1823 годах занимал должность начальника Кронштадтского порта – главной морской базы России на Балтийском море. Летом 1823 года и 1824 году командовал лёгкой эскадрой, плававшей в Финском заливе около Кронштадта. Это была 28-я и последняя кампания Ратманова на боевых кораблях, после чего он был назначен директором Аудиторского департамента Морского министерства и генерал-аудитором флота.
В 1826 году капитан-командор Ратманов произведён в контр-адмиралы, награждён орденом Святой Анны I степени, и был назначен дежурным генералом Морского министерства. В начале 1827 года его назначают директором образованного тогда Инспекторского департамента Морского министерства. В тогдашней системе управления военно-морскими силами контр-адмирал Ратманов осуществлял руководство всей боевой подготовкой и текущей деятельностью флота. За отличное исполнение должностей он был награждён в 1829 году орденом Святого Владимира II степени и произведён в вице-адмиралы, но уже с 1830 года из-за резкого ухудшения здоровья не мог выполнять свои обязанности.
Видный деятель русского флота вице-адмирал Ратманов скончался в Санкт-Петербурге 21 декабря 1833 года. Тело его было погребено в 15 верстах от Санкт-Петербурга, в Троице-Сергиевой пустыни, полностью уничтоженной в 1930 годы.
В 1931 году мраморный надгробный памятник-обелиск Ратманова был перенесён на Лазаревское кладбище (некрополь XVIII века) Александро-Невской лавры.
Остров Ратманова
Именем Ратманова названы мыс острова Сахалин, открытый Иваном Крузенштерном в 1805 году, мыс на Новой Земле, нанесённый на карту Петром Пахтусовым в 1833 году, мыс на острове Кергелен и остров в Беринговом проливе, увиденный Семёном Дежнёвым и Витусом Берингом, и точно нанесённый на карту английским капитаном Фредериком Бичи.
За 43 года службы Отечеству вице-адмирал Ратманов не оставил потомству ничего, кроме доброго имени.
Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»