Славная эпоха в истории отечественного мореплавания начинается в XIX столетии. Первая кругосветная экспедиция под русским флагом, возглавляемая выдающимся мореплавателем, исследователем и общественным деятелем, организатором и — с уверенностью можно сказать — теоретиком русских кругосветных экспедиций, будущим адмиралом Иваном Федоровичем Крузенштерном состоялась в 1803–1806 годах.  

Кругосветные плавания из Балтийского моря до берегов Тихого океана обуславливались прежде всего транспортными соображениями и являлись острой необходимостью. Русские поселения, выросшие на северо-западном побережье Америки и на крайнем северо-востоке Азии, нужно было бесперебойно и постоянно снабжать продовольствием и другими товарами. Обратно нужно было вывозить пушнину и иные товары, пользовавшиеся во всём мире большим спросом.

Транспортный путь, ранее проложенный через Уральские горы и бескрайние просторы Сибири, которым перевозили груз на повозках и санях, запряжённых лошадьми, а иногда на собачьих и оленьих упряжках, был не безопасен и занимал много времени. Но главное, следуя этим путём, невозможно было перевозить крупногабаритные товары и удовлетворять быстро растущие потребности в продуктах питания, корабельных и рыболовных снастях и т.п. К тому же товары, привезённые сухопутным путём, в Охотске и Петропавловске-Камчатском, приходилось перегружать для доставки в Русскую Америку на небольшие суда. Доставка грузов с Балтики в северную часть Тихого океана была сравнительно быстрой и гораздо более дешёвой.

Но корабли, уходившие в дальний вояж, выполняли не только транспортные функции. По мере возможности их командирам (а иногда и в качестве главной задачи) поручалось открывать в Южном море (так тогда часто называли Тихий океан) новые «землицы», определять истинное положение островов, открытых в XVIII-XIX  веках европейскими мореплавателями, составлять карты и лоции, производить опись российских берегов и сопредельных владений, заниматься океанографическими и другими исследованиями.

ё

Маршрут экспедиции Отто Коцебу

Кроме того, присутствие русских военных кораблей или хотя бы периодическое посещение ими Русской Америки было крайне необходимо для защиты российских владений от происков иностранцев, страдавших безмерным аппетитом на эти территории, богатые пушными промыслами.

Наконец, некоторым руководителям кругосветных экспедиций ставилась сверхзадача: попытаться найти северо-западный морской проход из Тихого в Атлантический океан через полярный бассейн к северу от американского континента.

За первым кругосветным плаванием русских на шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов Крузенштерна и Лисянского последовали новые экспедиции. Ими руководили вице-адмиралы Михаил Николаевич Васильев, Василий Михайлович Головнин, адмиралы Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Фёдор Петрович Литке и другие.

Отто Евстафьевичу Коцебу по праву принадлежит почётное место среди блестящей плеяды отважных мореплавателей. Будущий русский мореплаватель родился в семье известного на всю Европу писателя и драматурга Августа Коцебу 19 декабря 1788 года в Ревеле.

Его мать умерла рано, и воспитанием мальчика занималась мачеха, которая его очень сильно любила и совсем не походила на злых мачех из сказок. Звали мачеху Кристина фон Крузенштерн. Она полюбила любознательного и не по годам развитого мальчика. Впоследствии её знаменитая фамилия сыграла очень важную роль дальнейшей судьбе Отто.

ё

О. Коцебу

В восьмилетнем возрасте юный Коцебу начал обучаться в Петербургском морском кадетском корпусе. Очень быстро главным увлечением в жизни юноши стало море и в пятнадцатилетнем возрасте, получив официальное разрешение от начальствующих лиц кадетского корпуса в качестве юнги-волонтёра на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна, в 1803–1806 годах он становится участником первого кругосветного плавания.

Такое необычное везение Отто Коцебу объяснялось одним жизненным обстоятельством: знаменитый мореплаватель адмирал Крузенштерн был братом мачехи Коцебу. Поэтому и разрешение на участие в путешествии было получено кадетом Отто Коцебу очень просто: адмирал за подростка поручился лично.

Именно в том трудном плавании на борту шлюпа «Надежда» в довольно юном возрасте Отто Коцебу на практике усвоил знания и умения, которых явно не смог получить, обучаясь в стенах Морского корпуса. Кроме адмирала Крузенштерна, наставником Коцебу стал его вахтенный начальник, также известный мореплаватель, впоследствии вице-адмирал Макар Иванович Ратманов. Его имя на картах мира значится в изобилии.

В течение трёх лет под руководством Ивана Крузенштерна и Макара Ратманова Отто Коцебу обучался морской картографии, проводил астрономические наблюдения.

ё

М. Ратманов

Вернувшись из трёхлетнего плавания на «Надежде» в Россию, Коцебу официально был произведён в мичманы, причём не по «списку», не по обычному представлению его начальства, а личным указом императора.  В 1811 году его производят в лейтенанты. Потом лейтенант Коцебу командует небольшими судами на Балтийском и Белом морях, совершенствует свои познания в области навигации. Все эти годы Отто мечтает о дальних морских походах, незабываемых тропических закатах, ещё не открытых островах.

В 1813 году Главное правление Российско-Американской компании, которое находилось под контролем правительства, — монопольного товарищества, созданного в 1799 году для освоения и развития владений в Северной Америке, решило отправить из Петербурга  на Тихий океан компанейский корабль «Суворов» с грузом продовольствия и других припасов. Лейтенант Коцебу предложил свои услуги в качестве командира корабля, но руководители компании не решились доверить корабль и груз молодому офицеру.

ё

И. Крузенштерн

Между тем Крузенштерн разработал проект новой русской кругосветной экспедиции, которая должна была попытаться отыскать Северо-Западный проход. Также экспедиции поручалось обследовать побережье Аляски, определить истинное положение многих островов в тропической зоне Тихого океана и провести там поиски новых земель, вести наблюдения за девиацией магнитной стрелки компаса, предпринять океанографические исследования. Крузенштерн предложил, чтобы экспедиция носила научно-исследовательский характер и была освобождена от доставки грузов в русские поселения на северо-западном побережье Америки. Свои предложения мореплаватель предоставил и Николаю Петровичу Румянцеву, чьим доверенным лицом и другом он был на протяжение целого десятилетия.

Государственный канцлер Николай Румянцев был сыном выдающегося полководца генерал-фельдмаршала Петра Александровича  Румянцева-Задунайского, одним из замечательнейших деятелей русской науки и культуры первой четверти XIX века. Высокообразованный человек, он с молодых лет проявлял интерес к разным наукам. В 1814 году, выйдя в отставку по болезни, Николай Петрович всю свою жизнь посвятил меценатству – покровительству, финансовой поддержке отечественной науки. Будучи одним из богатейших людей России, имея в нескольких губерниях огромные поместья, львиную долю своих доходов Румянцев тратил на научные экспедиции, исследования, публикации и приобретение коллекций. Он одобрил предоставленные Крузенштерном предложения, и выделил средства на постройку и снаряжения корабля для экспедиции, который пожелал назвать «Рюриком».

ё

Н. Румянцев

Предложенную Крузенштерном кандидатуру командира корабля Отто Коцебу граф Румянцев одобрил. Молодой человек произвёл на графа огромное впечатление как своими познаниями, так и страстным желанием отправиться в опасный путь, с беззаветной готовностью стойко преодолеть все трудности.

В подготовку экспедиции Крузенштерн внёс огромный вклад. Для Коцебу он составил подробные инструкции, лично наблюдал за проектированием и строительством маленького 8-пушечного брига, который, по его мнению, всецело отвечал задачам плавания. Своего питомца Иван Фёдорович снабдил всеми необходимыми инструментами и приборами, а также полным комплектом существовавших в то время атласов и карт, многие из которых внушали большие сомнения в их точности.

ё

И. Эшшольц

30 июля 1815 года, подняв паруса, бриг «Рюрик» покинул Кронштадт. После четырёхдневного перехода, 3 августа «Рюрик» прибыл в Копенгаген, где к участию в экспедиции присоединились Адальберт Шамиссо – немецкий писатель, поэт и естествоиспытатель и Мортен Вормшёльд – датский ботаник. Вместе с Коцебу в кругосветное плавание отравились лейтенанты Глеб Шишмарев, Иван Захарьин – будущие вице-адмиралы, врач Иоганн Эшшольц и художник Логгин Хорис.

ё

А. Шамиссо

Покинув Копенгаген 5 сентября, бриг «Рюрик» пришёл в Плимут. Покидая Англию, Коцебу дважды пытался выйти в море, но из-за разыгравшихся юго-западных штормов возвращался обратно. Только лишь 23 сентября «Рюрик» благополучно вышел в Атлантический океан и взял курс на пролив Дрейка.

Борясь с изматывающимися штормами и штилями, бриг пересёк Атлантику и, пополнив запасы питьевой водой и свежими припасами на острове Тенерифе и в бразильском порту на острове Святой Екатерины, двинулся к мысу Горн. Здесь корабль снова попал в сильный шторм, во время которого экспедиция едва не потеряла своего руководителя. Внезапно налетевший шквал воды смыл Коцебу за борт брига, но ему чудом удалось спастись: в последний момент Отто успел ухватиться за свисавший с палубы трос.

ё

М. Вормшёльд

Миновав шторм, бриг «Рюрик» прибыл в залив Консепсьон на побережье Чили и 30 января 1816 года бросил якорь у города Талькауано. Предоставив команде отдых и пополнив необходимые запасы в чилийском порту, Отто Коцебу в марте 1816 года приступил к выполнению одной из главных задач экспедиции, направив «Рюрик» к островам Восточной Полинезии.

Посетив в апреле остров Пасхи, Коцебу взял курс к архипелагу Туамоту (архипелаг также имеет название «острова Россиян»). Здесь он положил на карту остров, названный им Сомнительным – сомневаясь, не является ли он островом Собачьим, открытым ещё в 1616 году голландцем Скоутеном.

Вскоре в том же архипелаге Коцебу были открыты необитаемые атоллы Румянцева, Спиридова, цепь Рюрика (острова Палиссера и Скоутена и остров Мух) и наконец, острова Крузенштерна. Не обнаружив обозначенных на картах островов Баумана, Роггевена и Тинховена, экспедиция направилась к островам Пенрин (второе название Тонгарева). Впервые эти острова были увидены английским капитаном Севером в 1788 году. Подойдя к ним 19 апреля, Коцебу положил их на карту и с островитянами завязал меновую торговлю.

Далее «Рюрик» двинулся курсом на северо-запад и в северной части Маршалловых островов 9 мая 1816 года Коцебу открыл два атолла: Суворова и Кутузова, связанные коралловым рифом. После этого, стремясь попасть на Камчатку в благоприятное для проведения исследований время года, экспедиция Коцебу повернула на север и 7 июня прибыла в Петропавловск-Камчатский. Здесь корпус брига «Рюрик» был обшит медью, оставшейся от шлюпа «Диана» В.М. Головнина.

ё

Бриг «Рюрик». Рисунок Л. Хориса

3 июля 1816 года «Рюрик» отправился в Берингово и Чукотское моря. В отечественных водах, сделав несколько важных географических открытий и проведя географические работы, Коцебу 17 августа повернул на юг и 26 августа пришёл в бухту Иллюлюк острова Уналашка. Из Уналашки в Сан-Франциско экспедиция отправилась 15 сентября. Преодолев путь в четыре дня, в Сан-Франциско Отто Коцебу начал тщательно готовиться к плаванию в тропиках.

20 октября 1816 года «Рюрик» покинул Сан-Франциско и 15 ноября стал на якорь вблизи Гонолулу, в то время мало известную гавань на острове Оаху. За время пребывания в Гонолулу Коцебу определил его координаты, произвёл магнитные наблюдения и наблюдения над приливами.

2 декабря 1816 года бриг «Рюрик» вышел из Гонолулу и взял курс в направлении Маршалловых островов, на пути к которым 20 декабря был открыт обитаемый атолл Нового года. Через три дня был обнаружен атолл, который Отто Коцебу назвал островом Румянцева.  

ё

Л. Хорис

Наладив, в результате месячного пребывания в лагуне острова, контакт с местными жителями, Коцебу узнал о расположении близлежащих островов. В феврале 1817 года, с 1 по 23 число, им были открыты острова: Чичагова, Аракчеева, Де-Траверсе и Крузенштерна. Вновь открытые острова были расположены в цепи Радак.

28 февраля 1817 года, завершив исследования, Коцебу направился на север к острову Уналашка, к которому пришёл 12 апреля. Во время перехода, 1 апреля, начался сильный шторм. Водяным шквалом на «Рюрике» был сломан бушприт, несколько матросов и сам Коцебу были ранены. Получивший травму груди Отто почти не вставал с постели.

Летние исследования в северной части Берингова пролива оказались под угрозой срыва. Устранив повреждения на бриге и взяв на борт пятнадцать алеутов с байдарами для исследования побережий, экспедиция 17 июня направилась на север. Миновав острова Святого Павла и Святого Георгия, 28 июня «Рюрик» был вынужден стать на якорь у восточного берега острова Святого Лаврентия, поскольку Берингово море ещё не освободилось от льда.

Стало очевидным, что даже если через некоторое время море станет чистым от льда, продвинуться далеко на север в этом году «Рюрик» не сможет. Да и сам Отто Коцебу ещё толком не поправился от удара во время шторма. Командир брига долго колебался. Он хотел завершить начатое дело. Однако, как командир корабля и как отец-командир, он был обязан думать и помнить о сохранности корабля и команды. Коцебу принял решение о прекращении дальнейших исследований и о возвращении домой.

 

22 июля 1817 года «Рюрик» прибыл к Уналашке. Здесь бриг находился с 10 по 16 августа, затем ушёл на юг и 19 октября стал на якорь в лагуне острова Румянцева. Отсюда экспедиция отправилась курсом на запад – в Кронштадт. На пути к Филиппинам 23 октября 1817 года был открыт обитаемый атолл Гейдена.

5 декабря «Рюрик» бросил якорь в Маниле, где экспедиция приступила к капитальному ремонту перед длительным переходом на Родину. В Маниле бриг основательно починили и 29 января 1818 года мореплаватели вышли в море, чтобы Зондским проливом выйти в Индийский океан. Перед выходом Коцебу был предупреждён, что эти места изобилуют множеством пиратских судов. Едва «Рюрик» пересёк экватор, русские моряки заметили, что их преследует пиратский корабль. Командир брига приказал экипажу приготовиться к бою.

Пираты обогнали бриг, а ночью преградили ему путь.  На русском корабле противник был вовремя замечен. Лейтенант Коцебу приказал повернуть к неприятелю и дать залп из орудий правым бортом. Морские разбойники, привыкшие налетать на безоружные торговые суда, и не ожидавшие такого «сюрприза» от рюриковцев, повернули обратно и удалились, «не солоно хлебавши».

Миновав Зондский пролив и зайдя в Столовую бухту у мыса Доброй Надежды, Коцебу направился к острову Святой Елены. Англичане, охранявшие здесь заточённого Наполеона, встретили «Рюрика» пушечными выстрелами береговой батареи. Отказавшись от захода на остров, Отто Коцебу пошёл на север и по пути зафиксировал координаты острова Везения.

Зайдя затем в Портсмут и Копенгаген, экспедиция Отто Коцебу пришла в Ревель. 22 июля 1818 года «Рюрик» вернулся в Кронштадт и бросил якорь на Неве перед домом снарядившего эту экспедицию графа Николая Петровича Румянцева. Кругосветное плавание Отто Коцебу было завершено.

Всего за время плавания под парусами бригом «Рюрик» было пройдено 696 дней. Самый длительный переход под парусами от губы Консепсьон до Камчатки продолжался 102 дня.

Путешествие под руководством Отто Коцебу в плане географических открытий было очень продуктивным. В Тихом океане Коцебу открыл 399 островов, залив юго-восточнее Берингова пролива, названный его именем, и архипелаг, названный именем Румянцева. Коцебу принадлежит предположение, основанное на виде и положении Берингова пролива о том, что «Азия некогда была соединена с Америкой: острова Гвоздева суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (Дежнёва) с мысом Принца Валлийского  (Уэльского)».

Кругосветное плавание «Рюрика» высоко оценили Румянцев и Крузенштерн, хотя на его результатах сказалась травма, полученная Коцебу. Эта экспедиция явилась значимой вехой в истории открытий и исследований на Тихом океане. Но гораздо значительнее успехи экспедиции были в тихоокеанских тропиках. После плавания «Рюрика» некоторые острова были сняты с карты, другие на ней заняли более правильное положение. Более того, на карте появились вновь открытые острова с точно определёнными координатами.

Особенно велики заслуги Коцебу в изучении Маршалловых островов. Он и находившийся на борту «Рюрика» Адальберт Шамиссо обогатили науку первыми, очень тщательными и подробными описаниями обитателей Маршалловых островов. Во время пребывания экспедиции на Гавайских и Марианских островах были сделаны ценные этнографические наблюдения. Ознакомившись с полинезийскими и микронезийскими языками, Шамиссо пришёл к выводу об их родстве с малайскими и, тем самым, выдвинул солидные аргументы в пользу теории азиатского происхождения полинезийцев, к которым он относил и микронезийцев.

Следует также учитывать, что Коцебу и его спутники первыми высказали правильные соображения о происхождении атоллов. ,Экспедиция провела разнообразные океанографические работы. Свойства морской воды изучались на поверхности и на глубинах до 900 метров. Частые астрономические наблюдения и тщательное счисление курса позволили во многих местах установить направление и скорость морских течений. После их опубликований, эти записи Коцебу стали ценным подспорьем для мореплавателей.

По возращении из плавания на бриге «Рюрик» лейтенант Коцебу был произведён в капитан-лейтенанты и назначен офицером по особым поручениям при главном командире Ревельского порта адмирале А. Спиридове.

С 1823 по 1826 годы капитан-лейтенант Коцебу на 24-пушечном шлюпе «Предприятие» совершил новое кругосветное путешествие…

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО