27 сентября (9 октября по новому стилю) 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона была спущена на воду канонерская лодка «Опыт» – первый в России корабль с броневой защитой. Она вошла в состав Гвардейского экипажа и принимала участие в Первой мировой войне.

Крымская война 1854–1856 годов, в которой проявились отвага и мужество защитников Севастополя, выявила слабые стороны и полную незащищённость деревянных парусных и паровых кораблей от снарядов бомбических и зажигательных гранат.

С появлением броненосных кораблей русское Морское ведомство выдвинуло идею создания канонерских лодок с броневой защитой. 23 ноября 1860 года от ведомства российским кораблестроителям последовало указание: «Помимо заказа в Англии броненосной батареи проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».

7 апреля 1861 года в Кораблестроительный технический комитет (КТК) корабельным инженером генерал-майором Степаном Ивановичем Чернявским был предоставлен проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, одного из самых мощных для того времени. Попадание одного ядра такого орудия могло отправить на дно небольшой вражеский корабль.

Очень интересно была сделана броневая защита на этом первом российском броненосном корабле. Маленькую канонерскую лодку нельзя было закрыть бронёй со всех бортов. Поэтому, для защиты единственного орудия был сделан броневой траверс, V-образный бруствер, который закрывал орудие возвышаясь над палубой. Толщина брони составляла 114 мм – это толщина брони самого мощного тогда броненосца.

Таким образом, хотя бы с носовой части канонерская лодка была защищена как настоящий броненосец. Ниже ската бруствер защищала 65 мм броня, уложенная на 305 мм деревянную тиковую подкладку, которая должна была амортизировать удары неприятельских снарядов. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами с питьевой водой.  

Водоизмещение лодки составляло 270 тонн, длина – 39 метров, ширина – 6,8 метра, осадка – 1,83 метра. Паровая машина мощностью 195 л.с. позволяла развивать скорость 6,5 узла (11,7 км/час). Это был в России первый малый корабль с броневой защитой прибрежного действия, который предназначался для действий в шхерах и защиты Кронштадта.

Этот корабль унаследовал главные качества своих предшественников – высокий манёвр и малую осадку, что позволяло ему беспрепятственно действовать на малых глубинах в шхерах и у Кронштадта. По боевым качествам он существенно превосходил своих предшественников – прежние деревянные канонерки.

23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне — акционерное общество «АО Балтийский завод») под руководством русского кораблестроителя, подполковника Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Васильевича Прохорова в России началось строительство первого железного броненосного корабля.

«Опыт» - справа

Корабль был построен за считанные месяцы. В сентябре того же года корпус лодки был спущен на воду, а 19 января 1862 года лодка, получившая название «Опыт», была зачислена в состав Гвардейского флотского экипажа. Вся дальнейшая судьба канонерской лодки подтверждает правильность выбора её имени.

26 июня 1862 года на канонерской лодке «Опыт» проводят испытания шестовых мин конструкции генерал-майора Евгения Богдановича Тизенгаузена. В ходе проведения испытаний предстояло определить минимальную длину шеста, безопасную для атакующего судна, а также проверить конструкцию шеста и мины.

Испытывались мины с зарядом 16,4 кг и 24,6 кг пороха. В процессе испытаний определилась минимальная длина шеста, составлявшая 11,3 метра. В качестве оболочек мин были приняты жестяные цилиндры, имевшие по сравнению с деревянными ящиками вчетверо меньшую боковую поверхность.

15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда канонерской лодкой «Опыт» была взорвана шхуна «Метеор», которая быстро затонула.

20 сентября 1862 года комиссия под председательством контр-адмирала Григория Ивановича Бутакова рассмотрела результаты продолжительных опытов и сделала следующий вывод: «Идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных. Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна». Шестовые мины активно применялись русскими моряками в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

В 1863 году Кораблестроительный технический комитет принимает решение о проведении испытаний гребного винта системы Гирша, который широко использовался на судах английского и французского флотов.

15 июня 1863 года на «Опыт» установили двухлопастный винт, присланный из Англии, который через три месяца заменили четырёхлопастным. Скорость увеличилась на 0,6 узла, но корабль не смог показать удовлетворительного заднего хода, поэтому винт Гирша для оснащения канонерских лодок признали непригодным.

В 1866 году лодку «Опыт» исключили из состава флота, и передали для перестройки в ледокол инженеру Николаю Леонтьевичу Эйлеру.  

«Опыт» подвергся переустройству в ледокол – с него сняли бруствер, надставили шпангоуты в носовой части, вновь настелили палубу, на баке, он был оснащён паровым механизмом и гирями 300 – 650 кг для разрушения льда. Суммарный вес гирь составлял 3276 кг. Лёд предстояло разрушать гирями с высоты 2,4 метра.

В Кронштадте в конце навигации 1866 года «Опыт» дождался первого льда. В начале ноября он направился в Ораниенбаум, но ожидаемых результатов достичь не удалось – машина малой мощности, установленная на «Опыте» не позволяла ему форсировать даже битый лёд.

Сложное и ненадёжное изобретение инженера Эйлера не оправдало себя. В дальнейшем строительство русских ледоколов развивалось в ином направлении. Длительное время ледокол Эйлера находился в Кронштадтском порту.

31 января 1870 года последовал приказ о зачислении «Опыта» в списки судов флота, после чего он использовался при испытаниях шестовых и буксируемых мин различных систем.

В кампанию 1875 года начались испытания приборов автоматического управления стрельбой системы Алексея Павловича Давыдова – русского изобретателя в области минного и артиллерийского морского вооружения и электроавтоматики.

С 3 по 25 октября 1875 года канонерская лодка «Опыт» вела стрельбы из 196-мм гладкоствольной пушки. Прибор изобретателя Давыдова значительно повышал точность боя и был рекомендован для установки на башенных кораблях.

11 июля 1877 года точная стрельба орудий, оснащённых приборами Алексея Давыдова, позволила русскому пароходофрегату «Веста» одержать победу в бою с гораздо более мощным турецким броненосцем «Фетхи-Буленд».

20 апреля 1883 года канонерскую лодку «Опыт» переименовали в «Мину», а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны, и использовали для испытания торпед и мин заграждения. На ней прошли проверку гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных систем.

В 1901 году, в составе учебно-минного отряда канонерская лодка «Мина» участвовала в первых опытах Александра Степановича Попова по установлению радиосвязи между кораблями. С 1907 года лодка использовалась в качестве портового судна, а с началом Первой мировой войны – для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе.

В условиях военной интервенции против молодой республики Советов создалась угроза захвата кораблей Балтийского флота в его финских базах, в связи с чем была предпринята эвакуация. Однако «Мину», как не имевшую боевого значения, оставили в Гельсингфорсе.

11 марта 1918 года она была передана в распоряжение Финляндской советской рабочей республики, в апреле этого же года была захвачена белофиннами в Гельсингфорсе. В 1920 году согласно Юрьевского мирного договора с Финляндией «Мина» в числе других судов подлежала возвращению Советской России. Однако, в 1922 году Советское правительство посчитало более целесообразно продать Финляндии на металлолом этот окончательно устаревший незаметный корабль-труженик.

С канонерской лодкой «Опыт» связаны очень важные для нашего флота события. Это наш первый броненосный корабль, поэтому название «Опыт» для этой маленькой канонерской лодки весьма символично – наш броненосный флот отсчёт своей истории ведёт от этого небольшого корабля, как и весь Российский флот от ботика Петра I.

ё

Э.Н.Щенснович

Стоит отметить, что с 1880 по 1885 годы командиром канонерской лодки «Опыт» был очень известный моряк – Эдуард Николаевич Щенснович, будущий вице-адмирал, герой русско-японской войны. Именно под его руководством на американских верфях строился знаменитый крейсер «Варяг», эскадренный броненосец «Ретвизан», которым в Порт-Артуре в период русско-японской войны он командовал.

Эдуард Щенснович был одним из первых организаторов минного дела и подводного плавания в Русском флоте — первый русский адмирал подводного плавания. В 1906 году он стал первым командиром Учебного отряда подводного плавания, по сути он первый командир отечественных подводников. Является автором «Положения о службе на подводных лодках» и книги воспоминаний «Плавание эскадренного броненосца «Ретвизан» 1902–1904 годов».

Канонерская лодка «Опыт» – это пример создания первого в России малого корабля прибрежного действия с броневой защитой и хотя в серию он не пошёл, корабль весьма продолжительное время использовался для проведения различных опытных целей.

Экспозиция Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге благодаря музейным реставраторам пополнилась уникальной моделью канонерской лодки «Опыт». После завершения реставрации модель заняла место в экспозиции второго уровня зала Славы русского флота. Она выполнена в очень редком масштабе 1:12 натуральной величины.

Обладание такой, в буквальном смысле, масштабной моделью сегодня могут похвастаться далеко не все морские музеи мира.

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО