Многие выдающиеся русские мореплаватели одновременно являлись учёными и изобретателями, сделавшими много научных открытий.

Степан Осипович Макаров вошёл в историю как основоположник учения о живучести корабля и изобретатель новых типов кораблей, как новатор в области разработки и применения минного оружия, прославленный мореплаватель и талантливый океанограф. Вице-адмирал Макаров был наиболее талантливым представителем русского Военно-морского флота второй половины XIX и начала XX веков. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли. 31 августа (12 сентября по новому стилю) 1886 года началось кругосветное плавание парусно-парового корвета «Витязь» под командованием капитана I ранга Степана Макарова. За время плавания по инициативе и под руководством командира корвета был осуществлён целый ряд океанографических исследований и открытий.

ё

Корвет «Витязь» был заложен на Галерном острове в Петербурге 16 августа (27 августа но новому стилю) 1883 года на Франко-русском заводе знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой Петром Акиндиновичем Титовым. 23 октября (3 ноября по новому стилю) 1884 года корвет был спущен на воду и его командиром был назначен герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов Георгиевский кавалер флигель-адъютант капитан I ранга Степан Осипович Макаров. Не любивший вмешательства в свои дела Пётр Титов позволял это лишь Степану Осиповичу, который постоянно предлагал различные усовершенствования в проект корвета. Ещё два года «Витязь» оставался на достройке и всё это время Макаров принимал самое деятельное участие в этой работе. Для своего корвета он даже спроектировал особый паровой котёл с необычными обводами.

ё

Особое внимание капитан I ранга Макаров уделял подбору офицеров. Более половины из них составляли выпускники Морского кадетского корпуса 1884 года, которых он приметил ещё в 1883 году во время практического плавания по Балтийскому морю. Именно на них Степан Осипович возлагал особые надежды, связанные с осуществлением своих замыслов. Макаров видел не только достоинства, но и недостатки корвета. Ещё до начала исторического путешествия он писал: «Какая жалкая индикаторная сила и скорость для небронированного судна в 3 000 тонн. Корвет можно считать неудачным в смысле хода, но не моё дело об этом разглашать. Дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других судов, даже и по качествам».

Корабль оказался одни из последних военных кораблей «переходного периода», т.е. был совершенным парусником и одновременно имел самую лучшую и мощную для того времени паровую машину. «Витязь» первым из русских кораблей целиком был построен из судостроительной стали и имел бронированную палубу. Для того времени корвет «Витязь» имел вполне достойные боевые и тактико-технические характеристики. При водоизмещении в 3 058 тонн он мог развивать скорость хода до 14,4 узлов (26,7 км/ч). Дальность плавания составляла 3 200 (5 920 км) морских миль, экипаж насчитывал 396 человек. Вооружение корвета составляло: артиллерия – 10х152-мм, 4х87-мм, 10х47-мм орудий, торпедное – 3 торпедных аппарата.

ё

По замыслу Морского ведомства первое плавание корвета предполагалось вполне обыкновенным и должно было осуществляться с целью усовершенствования морской подготовки и выучки личного состава корабля. Однако, капитан I ранга Макаров решил воспользоваться представившимся случаем и заняться полномасштабными океанологическими исследованиями на всём пути следования корабля и даже корректировать маршруты своих переходов, но при особой необходимости. На собственные средства командир корвета «Витязь» закупил оборудование, инструменты, приборы и специальную литературу. Практически все офицеры, часть унтер-офицеров и даже многие нижние чины заранее были предупреждены о планах своего командира, горели жаждой открытий и выразили огромное желание принять самое активное участие в этой работе.

ё

Время, в которое «Витязь» готовился к выходу в плавание, для научной работы было далеко не самым благоприятным. В восьмидесятые годы XIX столетия наступила пора «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Наука и просвещение в эту мрачную пору считались чуть ли не крамолой. Царские министры Дмитрий Андреевич Толстой и Иван Давыдович Делянов вели открытую борьбу с передовой наукой, рассматривая занятия научными исследованиями, в особенности в области естественных наук, как «революционную заразу». Реакция коснулась и Императорского военного флота. В Морском министерстве вновь очень легко одержало победу мнение, что изучение моря отвлекает моряков от их прямых обязанностей поддерживать военный корабль в боевой готовности. Конечно, под этими словами скрывались и справедливые опасения, что экипажи кораблей, занимающиеся научными исследованиями, представляют благоприятную почву для развития революционных настроений. Передовая наука всегда шла рука об руку с революционным движением и царское правительство об этом хорошо знало. Степан Осипович, возражая против нелепого мнения о том, что научная работа на корабле мешает его боевой готовности, приводил в пример плавание фрегата «Аврора» на Дальнем Востоке в 1853-1856 годах под командой капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева.

ё

В последний день лета, 31 августа (12 сентября по новому стилю) 1886 года корвет «Витязь» с экипажем на борту численностью 372 человека поднял якорь в Военной гавани Кронштадта и вышел в море. Корабль выходил в плавание в период становления новой науки – океанографии, когда шло накопление научных данных о Мировом океане. Первую половину пути корвет следовал по маршруту: Кронштадт–Киль–Гётеборг–Портсмут–Брест–Эль-Ферроль–Лиссабон–остров Мадейра–острова Зелёного Мыса. Далее, 20 ноября (1 декабря по новому стилю) 1886 года, миновав Атлантический океан, «Витязь» вошёл в гавань Рио-де-Жанейро. Спустя месяц, 6 января (17 января по новому стилю) 1887 года, благополучно пройдя неспокойный Магелланов пролив, корабль прибыл в Вальпараисо. Следующий отрезок через Тихий океан до берегов Японии для «Витязя» оказался самым долгим. На этом пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет останавливался дважды – на Маркизовых и Сандвичевых островах. Наконец, в марте 1887 года корабль бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода.

ё

Ещё в самом начале путешествия, при подходе к Лиссабону корвет «Витязь» попал в жестокий двенадцати бальный шторм. Произошло это 13 октября (24 октября по новому стилю) 1886 года, когда западный ветер достиг силы урагана. Корвет с честью вынес это испытание, хотя были выявлены его некоторые конструктивные недоработки. В Лиссабоне во время устранения повреждений были внесены необходимые изменения в отдельные узлы корабля, что значительно повысило его устойчивость против шторма.

ё

На всём пути экипаж корвета под руководством неутомимого капитана I ранга Макарова выполнял колоссальный объём исследовательских работ. Каждые четыре часа, независимо от времени суток и погоды, проводилось измерение температуры и удельного веса морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения проводились каждые пять или десять минут. Об увлечённости команды научными исследовательскими работами Степан Осипович писал: «Я рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый – барометра, второй – анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами». Во время путешествия корвета активно шла фотосъёмка как мест, которые посещали мореплаватели, так и быта моряков самого корабля. Всего было сделано несколько сот фотографий, что являлось большим количеством для того времени. По распоряжению Степана Макарова фотосъёмками занимался мичман Константин фон Шульц.

ё

В Иокогаме и Нагасаки, где нередко в те годы базировались русские корабли, корвет «Витязь» пробыл несколько месяцев. После похода кораблю был произведён ремонт, он вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Владимира Петровича Шмидта и прибыл во Владивосток. Спустя десять месяцев с начала путешествия, 8 июля (19 июля но новому стилю) 1887 года, экипаж снова ступил на русскую землю.

Почти полгода в составе эскадры вице-адмирала Шмидта «Витязь» принимал участие в учебных походах по Охотскому и Японскому морям. Во время этих походов экипаж корвета регулярно занимался возможными в походных условиях боевыми учениями. Особенно много внимания Степан Осипович уделял своему любимому минному делу. Многократно проводились стрельбы минами Уайтхеда, постановки учебных минных заграждений. Из-за болезни младшего флагмана Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Алексея Александровича Корнилова его обязанности были возложены на капитана I ранга Макарова, что требовало от него огромной работы по поддержанию боевой готовности эскадры, решению бесчисленного множества оперативных и повседневных вопросов.

В середине ноября 1887 года ситуация резко изменилась. Из Морского ведомства капитану I ранга Макарову пришёл приказ, согласно которому «Витязю» было дано самостоятельное задание. Получив срочное задание, корабль ушёл в продолжительное и опасное в то время плавание. В связи с обострением обстановки на Дальнем востоке и возможным разрывом отношений с «морской державой» Японией командиру корвета капитану I ранга Макарову было предписано исследовать малопосещаемые дальневосточные порты, и выяснить, смогут ли они служить убежищем или местом встречи для кораблей Тихоокеанской эскадры. Экипаж корабля с воодушевлением принялся за работу. В результате полугодовых исследований на карту впервые были нанесены ранее не отмеченные бухты, небольшие острова, мысы, глубины, банки. На правах первооткрывателей команда по своему усмотрению давала названия этим географическим местам. Полные и обстоятельные отчёты, предоставленные Макаровым в Морское министерство, легли в основу многих планов строительных работ военного характера, предпринятых впоследствии на Дальнем востоке.

ё

Попутно Макаров произвёл морскую съёмку ещё нескольких бухт. Выполнив ещё ряд ответственных заданий на заключительном этапе своего пребывания в составе Тихоокеанской эскадры, корвет «Витязь» посетил Петропавловск-Камчатский, острова Беринга и Медный. В Охотском море кораблю пришлось выдержать два жестоких шторма, во время одного из которых волной, перекатившейся через корвет, сорвало и унесло катер в бушующее море. Были получены и другие, хотя и незначительные повреждения. Вернувшись во Владивосток, «Витязь» был поставлен на текущий ремонт, который завершился через два месяца уже в Иокогаме.

В начале ноября 1888 года наступило время возвращаться в Петербург. Этот отрезок пути корвет «Витязь» проделал уже другим путём, следуя через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтар вокруг Европы и в Балтийское море. На этот путь ушло почти семь месяцев. По пути следования «Витязь» заходил в Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, на Суматру, в Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген. При этом Макаров и на обратном пути неустанно занимался научными исследованиями. 20 мая (31 мая по новому стилю) 1889 года на Большом рейде Кронштадта корвет «Витязь» бросил якорь. Путешествие, продолжавшееся почти три года, закончилось там, где оно и началось. Весь Кронштадт с восторгом встречал моряков. Для каждого члена экипажа, от кочегара до командира, это была та самая минута славы, которая запоминается на всю жизнь.

Путешествие на корвете «Витязь» навсегда вошло в историю мирового мореплавания. Корабль пересёк три океана, победил бури и туманы, миновал опаснейшие мели и рифы, посетил самые отдалённые моря и берега. Во время путешествия корвет не потерпел ни одной значимой аварии. Главное, чего добился Степан Осипович – он воспитал такой экипаж, которого до него не существовало в русском флоте. Барон Фердинанд Фердинандович Врангель, встречавший «Витязь» в Кронштадте, писал: «Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех манёвров, производившихся на корвете «Витязь» после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу».

Всего в этом плавании корвет «Витязь» пробыл 993 дня, из них на ходу 526 дней и на якоре 467 дней. Под парусами было пройдено 25 856 (47 834 км) морских миль и под парами 33 412 (61 812 км) миль.

По окончании трёхлетнего плавания на «Витязе» Степан Макаров в Морское министерство предоставил подробный отчёт. Как обычно у Макарова, отчёт представлял собой не сухой перечень событий, подобно вахтенному журналу, а описание событий с итоговыми результатами, замечаниями и выводами по всем направлениям судовой службы. Отчёт сопровождался многочисленными фотоснимками.

ё

В 1894 году, через пять лет после путешествия, в свет вышел труд Макарова под названием «Витязь» и Тихий Океан». Это было два тома, содержащие около тысяч страниц текста, большое количество различных приложений и таблиц. Сам Степан Осипович отмечал, что эта книга подводила итог коллективному исследованию. В подзаголовке книги значилось: «Гидрологические наблюдения, проведённые офицерами корвета «Витязь» во время кругосветного плавания 1886-1889 г.г.». В начале книги автор писал: «Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов». На следующий год после выхода книги за выдающийся вклад в науку, её автор был награждён Русским географическим обществом Золотой медалью имени графа Фёдора Петровича Литке.

Высокая ценность научных исследований, проведённых экипажем корвета «Витязь», получила международное признание. Наименование корабля высечено на фронтоне Международного океанографического музея в Монако в числе 20 других судов, внесших крупный вклад в изучение Мирового океана.

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»   

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО