История России очень богата на памятные события, светлые даты, Дни воинской славы, вписанные в героическую летопись страны. 9 августа в нашей стране отмечается День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут. Морское сражение произошло там 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года.
Шёл 1714 год – четырнадцатый год великой Северной войны. К исходу зимы российские полки уже захватили весь юг и большую часть центральных земель Финляндии. В вопросе выхода России к Балтийскому морю настало время поставить точку. Акваторию Балтики в те годы по праву своей считали шведы. Пётр Великий с эти не был согласен, своим военачальникам он обозначил конечную военную цель – сокрушить казавшийся непобедимым на тот момент времени шведский флот.
В конце июня 1714 года русская гребная флотилия во главе с генерал-адмиралом Фёдором Апраксиным была отправлена из Кронштадта к Аландским шхерам в порт Або. Целью похода являлась доставка 15-тысячного десанта солдат для дальнейшего усиления русского военного гарнизона порта. В составе гребной флотилии Фёдора Апраксина в Або отправились 99 кораблей – 32 скампавеи и 67 галер. В районе северо-западной части полуострова Гангут путь флотилии Фёдора Апраксина преградил парусно-гребной флот неприятеля во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом. Под началом Ватранга находилось 15 линейных кораблей, 2 бомбардирских галиота, 3 фрегата и 9 больших галер. Предвидя плачевный исход неравного боя, генерал-адмирал Фёдор Апраксин поспешил отступить, укрыв свои корабли за островками в Тверминской бухте.
Тем временем на выручку русским морякам 20 июля (1 августа по новому стилю) из города Ревеля подоспел сам Пётр I. Отметив особенности полуострова, решено было соорудить так называемую переволоку – бревенчатый настил длиной около двух километров для перетаскивания галер и скампавей в мелководье Рилакс-фьорда, небольшого залива в северо-западной части полуострова. Эта хитроумная уловка Петра в дальнейшем позволит русскому флоту улизнуть из-под носа шведских моряков.
План Петра был столь дерзок и неожидан, что вице-адмирал Густав Ватранг просто-напросто растерялся. В спешке он разделил свой флот, отправив в шхеры Рилакс-фьорда флотилию гребных судов под командованием контр-адмирала Нильса Эреншельда. В состав отряда вошли 6 больших галер, 3 шхербота и парусно-гребной фрегат «Элефант». А на место стоянки флотилии русских в Тверминне вице-адмирал Ватранг отправил отряд вице-адмирала Лилье в составе 8 линейных кораблей и 2 бомбардирских галиотов.
По замыслу вице-адмирала Ватранга, шведские корабли должны были уничтожить флотилию Фёдора Апраксина в процессе транспортировки судов по суше. Используя ошибку Ватранга, и удачные погодные условия – штиль, 26 июля (7 августа по новому стилю) русские моряки, обогнув полуостров на вёслах, прорвались через шхеры Рилакс-фьорда. В этот момент была потеряна одна из галер, севшая на мель. Как бы там не было, часть кораблей шведов оказались отрезанными в Рилакс-фьорде от основной боевой группы.
На следующее утро грянул бой. 27 июля, (8 августа по новому стилю) 23 русские скампавеи под командованием Петра I и генерал-лейтенанта Адама Вейде выдвинулись в сторону шведов. Ещё до начала сражения на неприятельский флагман «Элефант» был направлен парламентёр генерал-адъютант Павел Ягужинский. Но сложить оружие враг отказался и сражение началось. Баталия длилась около трёх часов и закончилась победой русского оружия. В ходе жестокой абордажной сечи моряки захватили все корабли контр-адмирала Нильса Эреншельда, который будучи раненым попал в плен.
Во время празднования Гангутской победы в Петербурге на сооружённой арке будет красоваться изображение орла, сидевшего на спине у слона, и надпись: «Русский орёл мух не ловит».
В ходе Гангутского сражения шведы потеряли 29 кораблей, убитыми 361 моряка, ранено было 350 человек, в плен попало 580 человек. Русский флот потерял 127 моряков убитыми, 341 ранеными, ещё 186 моряков были взяты в плен. Они находились на борту галеры, севшей на мель при прорыве через шхеры. Но главное – были сохранены практически все корабли русского галерного флота. В результате сражения были захвачены все 10 судов отряда контр-адмирала Нильса Эреншельда, включая флагман «Элефант», ставшего главным русским трофеем. Остальная часть шведского флота ушла к Аландским островам. За это сражение Пётр I, который лично участвовал в абордажной схватке, показывая русским морякам пример мужества и героизма, был произведён в вице-адмиралы.
Победа, одержанная русским флотом у полуострова Гангут, стала первой крупной победой русского галерного флота на море, ознаменовав собой рождение России как великой морской державы. Эта победа даровала русским морякам возможность свободно действовать в Финском и Ботническом заливах, а также эффективную поддержку русским войскам, действовавшим в Финляндии. Во время этого сражения командование русского флота смогло эффективно использовать преимущества гребных судов в борьбе против парусного флота Швеции, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику ведения боя, грамотно реагируя на изменения обстановки и погодных условий. Гангутское морское сражение стало одним из последних крупных морских сражений, победа в котором была достигнута благодаря абордажному бою.
Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член правления Комсомольского-на-Амуре «БОЕВОГО БРАТСТВА»