В 1819 году, 4 июля, с Малого Кронштадтского рейда, снявшись с якоря, в дальний поход вышли два русских парусных корабля – шлюпы «Восток» и «Мирный».

Командирами этих кораблей были капитан II ранга Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев — в то время лейтенант, будущий адмирал, русский флотоводец, мореплаватель, командующий Черноморским флотом и основатель Новороссийска. Они оба были учениками прославленного кругосветного путешественника Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Для далёкого, длительного и тяжёлого плавания по своим качествам шлюпы «Восток» и «Мирный» были плохо приспособлены. Руководителем экспедиции и командором «Востока» был назначен участник первого русского кругосветного плавания Фадей Беллинсгаузен. Тридцатилетний Михаил Лазарев, считавшийся в то время одним из лучших моряков русского флота – командовал «Мирным». Все подготовительные работы к экспедиции были проведены под его руководством.

Личный состав участников экспедиции комплектовался из добровольцев. Желающих отправиться в трудное и опасное плавание было очень много. С особой тщательностью подбирались офицеры, экипажи комплектовались опытными и хорошо знающими своё дело отечественными моряками. В организации экспедиции всеми силами помогали прогрессивные офицеры русского флота и учёные.

В своих воспоминаниях Михаил Петрович Лазарев писал: «Когда шлюпы были почти готовы, мы по предоставленным нам правам приступили к избранию офицеров и служителей. От охотников не было отбоя, но мы не могли взять всех желающих».

Для участников экспедиции виднейшие русские специалисты того периода разработали четыре инструкции, в которых кроме детальной и подробной постановки задач приводились разнообразные ценные советы по проведению научно-исследовательских работ, а также по сохранению жизни и здоровья экипажей шлюпов.

«Не оставляйте без замечания ничего, что случиться вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного», – требовала инструкция. Фадею Фадеевичу Беллинсгаузену была предоставлена полная инициатива.

Ф. Беллинсгаузен.

Русская антарктическая экспедиция полностью оправдала возложенные на неё надежды и обязанности. На небольших парусных кораблях отважные русские моряки совершили опасное и рискованное плавание, побывали в местах, которые ещё не посещались судами других государств. Русские исследователи впервые подошли к шестому континенту 16 января 1820 года. В этот день, считающийся датой открытия Антарктиды, русские исследователи разрешили задачу, которую Джеймс Кук считал неразрешимой.

Устроив в 1772 году экспедицию в южные моря на кораблях «Резолюшн» и «Эдвенчур», Кук пересёк Южный полярный круг на меридиане  37 градусов 33 минуты восточной долготы. После тяжёлой борьбы со льдами он дошёл до места 67 градусов 15 минут южной широты, где был вынужден повернуть к северу. Только спустя сто с лишним лет здесь вновь побывали люди – норвежские китобои.

Вспоминая поход, Фадей Беллинсгаузен писал: «Неведение о льдах, буря, величайшие поднимающиеся волны, густая мрачность и таковой же снег, которые всё скрывали от наших глаз… Бояться было стыдно, а самый твёрдый человек внутренне повторял – «Боже, спаси!».

Русские моряки тогда не только трижды достигли берегов Антарктиды — они ещё и обошли этот материк. За время экспедиции русским морякам удалось собрать богатейший и ценнейший научный материал, характеризующий область Антарктики. Значительный и неоценимый научный интерес представляли наблюдения за льдами, течением.

Участник экспедиции астроном Иван Симонов первый из русских астрономов выполнил наблюдения звёзд Южного полушария неба, которые никогда не видны в России. Он был единственным учёным в экспедиции. Помимо астрономических наблюдений и определения географических координат Иван Михайлович проводил магнитные наблюдения.

За время плавания в суровых условиях Антарктики русская экспедиция потеряла всего три человека. При работе с парусами в шторм с мачт сорвались два матроса, а один умер от болезни, которой он болел уже давно. По продолжительности плавания в столь отдалённых высоких южных широтах, по протяжённости обследованных районов, по настойчивости и упорству в достижении намеченных целей до сих пор русская антарктическая экспедиция не имеет себе равных. Научный подвиг русской антарктической экспедиции вызвал восхищение не только в России, но и за рубежом. Крупный немецкий специалист в области полярных стран Петерманн писал, что «имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана».

5 августа  (24 июля по старому стилю) 1821 года, в 6 часов утра шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли Кронштадта, салютовали крепости и стали на якорь на самом том месте, с которого отправились в путь, чтобы открыть Антарктиду. Бесстрашные русские моряки провели в плавании 751 день, из них – 535 дней в Южном полушарии, 100 дней плавание протекало во льдах. За Южный полярный круг участники экспедиции заходили шесть раз. За это время шлюпы прошли 49 860 морских миль (92 256 км), что больше чем в два раза превышает длину экватора, или две с четвертью «кругосветки». Экспедиция Беллинсгаузена–Лазарева, кроме Антарктиды, открыла 29 островов и одну коралловую мель, уточнив положение ещё нескольких островов.

В 1824 году, Фадей Фадеевич Беллинсгаузен закончил работу над своей книгой «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света шлюпов «Восток» и «Мирный». Из-за различного рода бюрократических проволочек и препонов этот уникальный труд тиражом в 600 экземпляров был издан только в 1831 году. Примечателен тот факт, что карты для своей книги Беллинсгаузен рисовал сам. Многочисленные иллюстрации к книге были выполнены участником экспедиции Павлом Михайловым. По возращению из экспедиции капитана II ранга Фадея Беллинсгаузена произвели в капитаны I ранга, а в скором времени в капитан-командоры. Книга, написанная Беллинсгаузеном была переведена на многие иностранные языки.         

М. Лазарев.

Командир шлюпа «Мирный», лейтенант Михаил Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведён в капитаны II ранга. Впереди его ждала блестящая служба офицера русского Императорского флота – командование 36-пушечным фрегатом «Крейсер», победа в морском сражении при Наварине и командование Черноморским флотом.

 

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член правления Комсомольского-на-Амуре «БОЕВОГО БРАТСТВА»   

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО