6 мая в поселке Россия Земетчинского района Пензенской области на здании Дома культуры была открыта мемориальная доска памяти Бернякову Александру Викторовичу, погибшему 25 декабря 1979 года в Афганистане. Организатором данного мероприятия выступило Пензенское региональное отделение «БОЕВОГО БРАВТСТВА» в рамках реализации проекта «Мы помним! Мы гордимся!», реализуемого на средства областного гранта.

На торжественном открытии присутствовал старший брат погибшего, глава администрации и военный комиссар района, руководитель Пензенского регионального отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА», ветераны боевых действий. Сергей Берняков выразил благодарность за сохранении памяти о погибшем брате.

25 декабря 1979 года в 18.00 (15.00 по московскому времени) началась переброска по воздуху десанта с посадкой самолетов на аэродромах Кабула и Баграма. 26 декабря задача была уточнена. Приказывалось до 19.30 выйти к объектам в назначенных районах столицы и усилить их охрану, а также воспрепятствовать подходу к Кабулу вооруженных группировок. Из этого скупого повествования видно, что десантники до последнего момента не были посвящены в характер своих действий в Афганистане.

Не знал этого и Александр. Когда в Витебске их подняли по тревоге и повезли на аэродром, все думали: обычные учения. Но когда увидели, как разом гудят множество огромных «Ил-76», а в их чрева одна за другой заползают бээмдэшки и бегут гуськом десантники – вокруг заговорили про большие войсковые учения.

В Фергане с десантниками стали активно проводить тактические учения с боевой стрельбой. Никто ничего не мог понять. Офицеры помладше сами пожимали плечами, а более высокое начальство и вовсе молчало. И лишь когда сели в самолет и «Ил-76» снова нырнул в ночные сумерки, по рядам сидевших на скамеечках десантников прошел замполит роты и коротко, стараясь перекрыть гул и свист турбин, пояснил, что они летят в Афганистан.

…«Огни!» – вскрикнул кто-то из ребят. Александр повернулся к иллюминатору, пытаясь что-то разглядеть. Но в этот момент самолет делал доворот – за стеклом была только чернота гор. Резко подкатила к горлу тошнота, пол стал уходить из-под ног: «Ил» начал снижаться. «Вот и прилетели», – выдохнул Саша. Но вдохнуть не успел: прямо на него вспучивалась стена вместе со стоявшей рядом прикрепленной тросами БМД и плеснулась чем-то страшным, огненно-черным…

В 19.33 по московскому времени 25 декабря при заходе на посадку на Кабульский аэродром врезался в гору и взорвался самолет «Ил-76», на борту которого находились 37 десантников и еще 10 военных специалистов и летчиков. Среди погибших был и Саша Берняков, посмертно награжденный орденом Красной Звезды. Они стали первыми погибшими первого дня войны…

Нет, не воевать летели наши десантники в Афганистан. Главная цель советского военного присутствия в ДРА на самом деле была чисто миротворческой и формулировалась однозначно: оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им действительно предписывалось повсеместно оказывать помощь местному населению в защите от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости…

Сейчас, по прошествии многих лет, понятно, что такая установка была нереальной. И не вина солдат, офицеров и генералов, что краткосрочный ввод войск обернулся затяжной кровопролитной войной, а дворцовый переворот советское руководство приняло за «социалистическую революцию».

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО