Одной из самых известных страниц истории русского флота является героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой. Не спустив Андреевский флаг перед многократно превосходящими силами противника, экипажи «Варяга» и «Корейца» уничтожили свои корабли, но не сдались врагу. Слава о подвиге русских моряков облетела всю Россию и прогремела далеко за её пределами.
Легендарный бой состоялся 117 лет назад, 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 года вблизи корейского порта Чемульпо. Японская эскадра, грубо нарушив международное право, блокировала находившиеся в нейтральном порту русские военные корабли «Варяг» и «Кореец». Ранним утром командир «Варяга» капитан I ранга Всеволод Руднев получил ультиматум. Японский контр-адмирал Уриу Сотокити требовал капитуляции, угрожая в противном случае обрушить на русских всю мощь своих корабельных орудий. Объявив экипажам «Варяга» и «Корейца», что Япония начала военные действия против России, Всеволод Руднев принял решение прорываться сквозь преградившую путь японскую эскадру в Порт-Артур.
«Мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть. Мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови», – сказал, обращаясь к морякам Руднев.
Готовые умереть, но не посрамить чести русского флага, моряки поддержали своего командира. Снявшись с якорей, «Варяг» и «Кореец» под приветствие и звуки оркестров доносившиеся со стоявших в порту кораблей нейтральных стран, вышли навстречу грозному противнику.
Бой был жестоким. Около часа длилось морское сражение с шестью японскими крейсерами и тремя миноносцами. Море кипело от взрывов, обдавая палубы осколками снарядов и каскадами воды. Под ураганным огнём противника матросы и офицеры «Варяга» самоотверженно вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины в корпусе, тушили пожары в отсеках. Всеволод Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Ни шквальный огонь, ни огромные повреждения не сломили боевого духа русских моряков. «Варяг» всё же вёл прицельный огонь по японской эскадре из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».
Но, несмотря на проявленный героизм, прорваться сквозь японскую эскадру не удалось. Из-за полученных пробоин «Варяг» кренился на левый борт, одна шестая часть корабля была повреждена пожаром, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Один офицер и двадцать два матроса погибли во время боя, несколько десятков были тяжело ранены. Изрешечённый, но не побеждённый «Варяг» был вынужден отступить в порт. Всеволод Руднев принял тяжёлое решение, команды с кораблей снять, крейсер – затопить, а канонерку – взорвать, чтобы они не достались врагу.
Принятые кораблями нейтральных стран, моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими партиями вернулись на Родину, восторженно встретившую героев. Командир «Варяга» Руднев был удостоен ордена Святого Георгия IV степени, чина флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа. Офицеры, принявшие участие в легендарном бое, также стали георгиевскими кавалерами, а моряки были отмечены Георгиевскими крестами. Все участники сражения получили специально учреждённые медали «За бой «Варяга» и «Корейца».
Память о подвиге «Варяга» не забывалось и в советское время. В 1954 году в ознаменование 50-летия боя оставшихся к тому времени живых участников сражения наградили медалями «За отвагу». Память о крейсере «Варяг» и его командире увековечена в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц и в знаменитой песне «Варяг».
В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошёл ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший до 1990 года. С 1990 по 1993 годы имя «Варяга» носил авианосец проекта 1143.5. С 1996 года имя унаследовал гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, флагман Тихоокеанского флота России.