В рамках декады «Воинской славы», посвящённой Дням воинской славы и памятным дням, отмечаемым в нашей стране и в школе № 23 Комсомольска-на-Амуре, 1 декабря проходили уроки мужества «Битва славная, выше Чесмы и Наварина». Они были посвящены Дню победы русской эскадры под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.
Уроки мужества проводил член правления городского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА», педагог дополнительного образования школы капитан-лейтенант Сергей Хайминов. Учебный материал учащимся был предоставлен презентацией под названием «Битва славная, выше Чесмы и Наварина!» и фрагментом из художественного фильма «Адмирал Нахимов».
Цель уроков: способствовать утверждению патриотических ценностей учащихся, воспитывать уважение к историческому и культурному прошлому России, побуждать учащихся к изучению истории, к участию в мероприятиях патриотической направленности. В мероприятиях участвовали кадеты 2-х – 4-х классов в количестве 73 человек.
Из предоставленного материала учащиеся узнали о том, что Синопское морское сражение, проходившее 30 (18 по старому стилю) ноября 1853 года, было последним крупным сражением эпохи парусного флота.
Турецкая эскадра под командованием адмирала Осман-паши и английского советника А. Слейда в составе семи фрегатов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух транспортов, следовавшая из Стамбула в район Сухум-Кале (ныне – Сухуми) и Поти для высадки десанта, укрылась от шторма в Синопской бухте под защиту сильных береговых батарей.
20 ноября (8 ноября по старому стилю) она была обнаружена и блокирована эскадрой вице-адмирала Павла Степановича Нахимова, насчитывавшей три линейных корабля и один фрегат. На вооружении эскадры вице-адмирала Нахимова было 296 орудий, в том числе 76 бомбических пушек. 28 ноября (16 ноября по старому стилю) в составе трёх 120-пушечных линейных кораблей и одного 52-пушечного фрегата к Синопу прибыла эскадра контр-адмирала Фёдора Михайловича Новосильского.
Вице-адмирал Нахимов 30 ноября (18 ноября по старому стилю) принимает решение атаковать превосходящую по численности турецкую эскадру в Синопской бухте, так как в море она могла быть усилена англо-французской эскадрой.
Прорвавшись сквозь сильный заградительный огонь турецких кораблей и береговых батарей, русские корабли вошли в бухту двумя кильватерными колоннами и, встав на якоря со шпрингами, открыли ураганный и сокрушительный огонь одним бортом в количестве 312 орудий с очень близкой дистанции 300 – 350 метров.
Издавая приказы, в этом сражении вице-адмирал Павел Степанович Нахимов предоставил возможность действовать командирам кораблей так, как позволит им обстановка в соответствии со своим воинским долгом. Выдающийся флотоводец уповал на мудрость и прекрасную боевую выучку командиров кораблей, и безукоризненную подготовку их подчинённых – офицеров и матросов.
Основной удар вице-адмирал Нахимов приказал вести по кораблям и транспортам противника, а затем уже после их уничтожения бить по береговым батареям. В бою экипажи русских кораблей выручали и поддерживали друг друга. Корабль «Три святителя» попал под сильнейший обстрел береговой батареи неприятеля и тогда линейный корабль «Ростислав» прицельным огнём своей артиллерии заставил турецкую батарею замолчать навсегда.
Через час после начала боя два турецких корабля были уничтожены. Матросы и офицеры турецких кораблей, не выдержав мощных, концентрированных ударов русской корабельной артиллерии, в панике рубили якорные канаты, чтобы корабли выбросило на берег. Начавшееся в 12 часов 30 минут сражение, закончилось через четыре часа полной победой русского Черноморского флота.
Интересным было то, что вице-адмирал Нахимов оставил два фрегата «Кагул» и «Кулевчи» с целью наблюдения за пароходофрегатами противника. Если бы обстановка потребовала их участие, то они должны были вступить с пароходофрегатами в бой. В разгар сражения, один вражеский 22-пушечный пароходофрегат «Таиф» завёл пары и стремительно стал выходить из боя, отдаляясь от своей эскадры. Турецкие командиры и моряки кричали, приветствуя выход вооружённого парохода из бухты, турки надеялись, что пароходофрегат сейчас завяжет бой с русскими кораблями. Однако пароход под командованием британского офицера Адольфуса Слейда проскочил между бухтой и русскими кораблями, направившись курсом в открытое море. Попытка догнать его русскими фрегатами увенчалась тем, что изменившийся ветер заставил их остановиться. Англичанин Слейд на единственном пароходе спасся один из всей эскадры турецкого флота. Он же и доставил в Константинополь весть о том, что весь турецкий флот и десант уничтожен русскими кораблями в Синопе.
После четырёхчасового боя, вице-адмирал Нахимов со своего корабля не мог подавать сигналы эскадре, потому что средства связи, находящиеся на мачтах, были повреждены вражескими ядрами и картечью. Ни один из кораблей русского флота не был уничтожен, хотя все корабли получили значительные повреждения.
Интересная история произошла с адмиралом Османом-пашой, командующим турецкой эскадрой. В разгар боя вице-адмирал Нахимов, следуя примеру адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, приказал сконцентрировать огонь на флагманский корабль неприятеля. Турецкий флагманский корабль загорелся, от большого количества попаданий ядер наших орудий его корпус был сильно повреждён. Его попытка пробиться в бухту к своим увенчалась полным разгромом. Адмирал Осман-паша получил ранение, по иронии судьбы был ограблен своими же собственными матросами, которые в панике пытались спасти свои жизни. Спасённый русским мичманом раненый Осман-паша не без благодарности отдал свой палаш Нахимову. Палаш Османа-паши хранится в музее Черноморского флота в Севастополе.
В приказе по эскадре вице-адмирал Нахимов писал: «Я хочу лично поздравить командиров, офицеров и команды с победой, благодарить их за благородное содействие моим предложениям и объявить, что с такими подчинёнными я с гордостью встречусь с любым неприятельским европейским флотом».
Турки потеряли убитыми и ранеными более 3000 человек, в плен попали 200 человек, в том числе Осман-паша. Необходимо отметить, что Осман-паше вице-адмирал Нахимов сохранил жизнь. До 1856 года предводитель турецкого флота жил в Одессе, после чего вернулся на родину – в Османскую империю.
С российской стороны потери составили 37 человек погибших и 233 раненых. Вице-адмирал Павел Степанович Нахимов получил от императора Николая I орден Святого Георгия II степени со звездой. Во всей России той поры было 3-4 человека кавалера ордена Святого Георгия II степени со звездой. Павел Степанович в своём рапорте на имя императора просил награды не для себя, а для своих командиров линейных кораблей. Щедрое по тому времени пожалование 250 Георгиевских крестов Николая I матросы сами распределили по жребию. Нахимов приказал матросам самим выбрать самых достойных для награждения.
Блестящая победа была достигнута благодаря высокому флотоводческому мастерству Павла Нахимова, решительным действиям командиров кораблей, которым он предоставил инициативу, а также беспримерному героизму и отличной боевой выучке русских офицеров и матросов. Правильный выбор вице-адмиралом Нахимовым метода использования сил свёл не нет преимущества противника. В Синопском сражении впервые была доказана высокая эффективность бомбической артиллерии.
Победа в Синопском сражении показала превосходство русского военно-морского искусства над английским и турецким. В результате её был сорван план высадки турецкого десанта на Кавказе и завоёвано господство на Чёрном море.
Синопское сражение подвело итог многовековому развитию парусных флотов, на смену парусным кораблям стали приходить пароходы. Боевой опыт Синопа показал огромное влияние на последующее развитие флотов всех государств.
Вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов о Синопском сражении писал: «Битва славная, выше Чесмы и Наварина… Ура, Нахимов! М.П. Лазарев радуется своему ученику!».
После того, как завершилось Синопское сражение, были сорваны попытки высадиться экспедиционному вражескому корпусу в Закавказье. После разгрома турок в Синопе русский флот стал фактически хозяином на Чёрном море, с чем не могли смириться «партнёры» из Лондона и Парижа, которые в декабре 1853 года ввели свой флот в Чёрное море, с целью поддержать Османскую империю.
22 ноября 1853 года вернувшаяся в Севастополь эскадра была торжественно встречена жителями города на севастопольском рейде. Выдающаяся победа Нахимова над турецким флотом была яркой страницей в военно-морской летописи нашей военной истории.
Крымская война началась почти триумфально. Тогда ещё ни никому не приходило в голову, что она закончится катастрофой для России. Общество было полно надежд, общество верило в своих героев-моряков и было счастливо слышать, что их великий подвиг по достоинству оценило царское правительство.
Наступало время тяжёлых испытаний для России, для русского Военно-морского флота на Чёрном море. Россия стояла на пороге войны 1854–1855 годов.
Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член «БОЕВОГО БРАТСТВА».