Главным сражением в войне 1812 года была Бородинская битва. В ходе этой битвы в очередной раз была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона и существенно скорректирована численность французской армии, которая из-за огромных потерь перестала иметь явное преимущество перед российской армией.
8 сентября отмечается День воинской славы России – День Бородинского сражения русской армии под командованием Михаила Илларионовича Кутузова с французской армией.
Предыстория сражения
Начальный этап Отечественной войны 1812 года для русской армии складывался крайне неудачно. Её войска постоянно отступали, командиры не решались принять генеральное сражение. Ситуация воспринималась армией очень негативно, солдаты хотели принять битву как можно скорее и разбить армию противника.
Главнокомандующий русской армией Михаил Барклай-де-Толли прекрасно понимал, что в открытом генеральном сражении наполеоновская армия будет иметь огромное преимущество.
На военном совете Барклай-де-Толли говорил, что надо продолжить отступление. Он полагал, что неизбежные перебои в снабжении французских войск, приближающаяся осенняя распутица, а затем и холода выкосят вражеские ряды лучше любого сражения. Темпераментный Пётр Багратион считал, что пришло время дать Наполеону решительный бой. Одни генералы признавали правоту Барклая, другие – их было большинство – обвиняли Барклая-де-Толли в нерешительности и считали, что он не может быть главнокомандующим.
О том, что русской армии нужен другой главнокомандующий, говорили и императору Александру I. Большинство его советников предлагали назначить главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова – храброго и опытного полководца, любимого ученика Суворова.
Михаил Кутузов при первом же известии о вторжении «Великой армии» в Россию бросил своё имение Горошки в Волынской губернии и сам, без приказа, прибыл в Петербург. Император к Кутузову относился холодно, но он прекрасно понимал, что любое другое назначение вызовет удивление и недовольство в обществе. Лучшего военачальника в России не было. Кутузов назначается главнокомандующим и через три дня выезжает из Петербурга в действующую армию.
От своего нового главнокомандующего русская армия получила старый приказ: отступать. Казалось бы, после его приезда и того воодушевления, которое охватило войска, надо немедленно бить французов. Тем более, что это была уже не та армада, которая пересекла русскую границу. Продвигаясь вперёд, Наполеон вынужден был оставлять в захваченных городах гарнизоны, ощутимые потери французы несли в боях. Но перевес всё же был на их стороне.
Кутузов понимал, что между патриотическим порывом и действительной возможностью разгромить врага и отогнать его от Москвы – огромная дистанция. В объединённых 1-й и 2-й Западных армиях к этому дню насчитывалось едва 95 тысяч штыков. Солдаты устали от долгого отступления и жестокого Смоленского сражения. Резервы для русской армии подтягивались медленно. К Наполеону тем временем подошло подкрепление из Франции, и под его командованием было почти 140 тысяч солдат.
Главнокомандующий русской армии прекрасно понимал, что генерального сражения не избежать – армия устала от бездействия, генералы русской армии требовали остановить Наполеона. Михаил Кутузов хотел основательно подготовиться к сражению, выбрать самую удобную позицию для русских войск. Когда он принял командование, счёл пополненную рекрутами русскую армию готовой к бою с поредевшим войском неприятеля. Кутузов полагал, что Наполеон, рассредоточив войска на многие километры для охраны своих коммуникаций, в генеральном сражении введёт не более половины всей армии.
Соотношение сил и средств
Русская армия Кутузова имела в своем составе 120 тыс. солдат (72 тыс. пехота, 17 тыс. кавалерия, 14 тыс. артиллеристы, 7 тыс. казаков, 10 тыс. ополченцев), 640 орудий.
«Великая армия» Наполеона насчитывала 130 тыс. солдат (86 тыс. пехота, 28 тыс. кавалерия, 16 тыс. артиллеристы), 587 орудий.
Наполеон с июня 1812 года искал возможности для генерального сражения с русской армией. Широко известна крылатая фраза, которую Наполеон высказал, будучи простым генералом в революционной Франции: «Главное навязать врагу сражения, а дальше посмотрим». Это простая фраза отображает весь гений Наполеона, который в плане принятия молниеносных решений был, пожалуй, лучшим стратегом своего поколения (особенно после смерти Суворова). Именно этот принцип французский главнокомандующий и хотел применить в России. Бородинское сражение давала такую возможность.
Кутузову нужна была активная оборона. С её помощью главнокомандующий хотел нанести максимально возможные потери противнику и при этом сохранить своё войско для дальнейшей битвы. Кутузов планировал Бородинскую битву как один из этапов Отечественной войны, который должен был внести коренной перелом в ход противостояния.
Накануне сражения
Для боя Кутузов занял холмистое поле вблизи села Бородино в 125 километрах от Москвы, перекрывая Наполеону Старую и Новую Смоленские дороги, ведущие на Москву. На поле быстро возвели оборонительные укрепления – флеши и редуты. Кутузов при расположении своих войск использовал особенности местности: правым флангом войска упирались в Москву-реку, левым – в Утицкий лес, тем самым усложнив обход войска неприятелем с флангов.
На левом фланге дислоцировалась 2-я армия Петра Багратиона, в составе которой было 36 тыс. солдат и 156 орудий. По фронту её защищали Багратионовы (Семёновские) флеши. Центр между деревнями Семёновское и Горки и правый фланг за Старой Смоленской дорогой до деревни Маслово обороняла 1-я армия Михаила Барклая-де-Толли численностью 76 тыс. солдат, имевшая 480 орудий. По фронту армия была защищена обрывистым берегом реки Колоча и батареей Раевского (Курганной высотой). Правый фланг армии защищали Масловские флеши, левый – Шевардинский редут, находившийся впереди позиций у деревни Шевардино.
Бой за Шевардинский редут
5 сентября (24 августа по старому стилю) 1812 года за 2 дня до решающей битвы состоялась битва за Шевардинский редут. Сражение началось во второй половине дня.
Дважды французы безуспешно пытались прорвать оборону. Ближе к вечеру, когда на Бородинское поле стала опускаться ночь, атака французов оказалась успешной, но подошедшие резервы русской армии позволили отбить противника и отстоять Шевардинский редут. Возобновление боя не было выгодно для российской армии, и Кутузов приказал отступить к Семеновскому оврагу.
6 сентября (25 августа по старому стилю) во время рекогносцировки Наполеон обнаружил слабость левого фланга армии Кутузова и решил нанести по нему главный удар.
День Бородинского сражения
Бородинское сражение началось ранним утром 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года открытием практически по всей линии фронта огня французской артиллерией. Одновременно с этим пришли в движение и французские колонны, они активно двинулись на исходные рубежи для атаки.
Атаку французов у Бородина отразил егерский полк. Егеря отогнали французов за реку Колочу и вернулись на свои позиции.
Солдаты французского маршала Даву начали наступление на Багратионовы флеши, но были русскими отброшены. Со стороны Утиц на помощь Багратиону вышла 3-я пехотная дивизия Петра Коновницына из пехотного корпуса Николая Тучкова, стоявшего у деревни Утицы. Даву, получая подкрепления, совершал всё новые атаки на Багратионовы флеши, но каждый раз русские отбивали их. Взять флеши французам удалось лишь в ходе восьмой атаки. Пётр Багратион и на этот раз готовил контратаку, но был тяжело ранен.
Принявший командование Пётр Коновницын оставил Багратионовы флеши и отвёл их защитников за Семёновский овраг, под прикрытие огня резервных батарей.
В ходе боёв за Багратионовы флеши корпус Николая Тучкова, стоявший у Утиц, сорвал попытку польского корпуса Юзефа Понятовского, входившего в состав французской армии, выйти в тыл армии Петра Багратиона.
Понятовский вошёл в Утицы, а Тучков занял оборону на Утицком кургане, не подпуская поляков к флешам. В этом бою Николай Тучков был смертельно ранен.
Жестокие бои развернулись за батарею Раевского – укрепление с 18 орудиями, которое защищал корпус Николая Раевского в составе армии Михаила Барклая-де-Толли. Первая атака французов была отбита утром. Михаил Кутузов направил в подкрепление обороняющимся артиллерию, но и плотный огонь русских не предотвратил захват батареи французами в ходе очередной атаки. Выбили французов войска Алексея Ермолова, направленные с правого фланга на Багратионовы флеши.
В полдень в тылу французов посеяло панику неожиданное появление казаков Матвея Платова и Фёдора Уварова, ещё до полудня направленных Кутузовым в тыл Наполеону. Своим появлением казаки отвлекли на себя силы неприятеля, и французам пришлось отложить очередную атаку на батарею Раевского. Манёвр Платова и Уварова предоставил возможность Кутузову подтянуть резервы, укрепив центр и левый фланг обороны русских войск.
Для решающей атаки на батарею Николая Раевского Наполеон сосредоточил крупные силы. Поддерживаемая перекрёстным огнём с фронта и с захваченных Багратионовых флешей, атака французов увенчалась успехом. Вытеснив русских с высоты, Наполеону не удалось развить стремительное наступление. Вечером бой стих, противоборствующие стороны разошлись на позиции. Не желая более рисковать армией, Кутузов ночью увёл войска к Москве. Это было необходимо для того, чтобы дать армии отдохнуть и пополнить её людскими резервами.
Так завершилось Бородинское сражение.
Потери сторон
Потери под Бородино оцениваются как 45 тыс. русских против 30 – 58 тыс. французов. О Бородинском сражении Наполеон сказал: «Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Бородинское сражение стало самой кровопролитной битвой в истории XIX века. Каждая из сторон потеряла порядка 25 процентов своей армии. За один день противники провели более 130 тысяч выстрелов. Совокупность всех этих фактов в дальнейшем привела к тому, что Бонапарт в своих воспоминаниях называл Бородинскую битву самым масштабным из своих сражений. Однако нужного успеха Бонапарт не сумел добиться. Прославленный полководец, привыкший исключительно к победам, формально и эту битву не проиграл, но и не победил. Находясь на острове Святой Елены и оформляя личную автобиографию, Наполеон писал следующие строки про Бородинскую битву:
«Битва за Москву — это самое важное сражение в моей жизни. Русские имели перевес во всём: у них было 170 тысяч людей, преимущество в кавалерии, артиллерии и местности, которую они прекрасно знали. Несмотря на это мы победили. Герои Франции это генералы Ней, Мюрат и Понятовский. Им принадлежат лавры победителей Московской битвы».
Эти строки показывают, что сам Наполеон рассматривал Бородинскую битву как собственную победу. Но такие строки следует изучать исключительно в свете личности Наполеона, который, находясь на острове Святой Елены, очень сильно преувеличивал события минувших дней. Например, в 1817 году бывший император Франции говорил, что в Бородинской битве у него было 80 тысяч солдат, а враг обладал громадным войском в 250 тысяч.
Кутузов в своей записке императору Александру I писал: «26 числа мир увидел самое кровопролитное сражение в своей истории. Никогда ещё новейшая история не видела столько крови. Идеально подобранное место битвы, и враг, который пришёл атаковать, но был вынужден обороняться».
Александр I под влиянием этой записки, а также стремясь обнадежить свой народ, объявил Бородинское сражение как победу русской армии. Во многом из-за этого в дальнейшем отечественные историки также всегда представляли Бородино как победу русского оружия.
Главный итог Бородинской битвы заключался в том, что Наполеон, который славился тем, что победил во всех генеральных сражениях, сумел заставить российскую армию принять бой, но не сумел её разбить.
Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член «БОЕВОГО БРАТСТВА».
7 сентября педагог дополнительного образования школы №23 г. Комсомольска-на-Амуре, член правления городского отделения Всероссийской общественной организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» капитан-лейтенант Сергей Хайминов для учащихся школы на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру» провёл урок мужества, посвящённый Бородинскому сражению — «Недаром помнит вся Россия!».
Учащимся 2-К кадетского класса была предоставлена презентация стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Остальным учащимся школы материал был предоставлен в форме устного журнала на тему: «Недаром помнит вся Россия!». Учащиеся школы посмотрели небольшой видеофильм под названием «Бородинское сражение».
Цели и задачи урока ветеран Сергей Хайминов определил так: сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы, воспитать у учащихся чувства патриотизма и гордости за своё Отечество, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитывать уважение к защитникам Отечества, пробудить у учащихся любовь к земле русской, формировать нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитывать чувство долга перед страной.
Предоставленный материал посмотрели более 400 учащихся.