Гангутское сражение – морское сражение Северной войны 1700–1721 годов, первая в истории России морская победа русского гребного флота. Сражение произошло 7 августа (27 июля по старому стилю) 1714 года у мыса Гангут полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийское море. В этом сражении русский гребной флот разгромил шведский отряд в составе 10 кораблей. Русским флотом командовал генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин и государь Пётр Алексеевич.
9 августа является Днем воинской славы России – Днем победы в Гангутском сражении – первой в российской истории морской победой русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут.
Время выходить в море
Во время правления Петра I в России у ведущих европейских держав, в том числе у Швеции, произошли серьёзные изменения в военно-морской тактике. Беспорядочные в прошлом морские поединки, сменились строго выверенной линейной тактикой ведения боя. Как правило, побеждали те, у кого корабли были мощнее и команды лучше подготовлены.
В состав флота Швеции входили 40 многопушечных кораблей. Они способны были участвовать и побеждать в крупных сражениях, защищать свои берега, угрожать соседям. К таким боям Россия ещё не была готова.
На её балтийских верфях только-только начали строить боевые корабли. Всему надо было учиться, закладывать на стапелях мощные кили, выводить шпангоуты будущих кораблей, обшивать их досками, набирать и обучать команды. Царь прекрасно понимал, что на это нужны годы и для похода к шведской столице необходим большой и мощный флот. Сейчас ему рассчитывать на какой-либо успех было невозможно. Полноценного выхода в море Россия не имела, поскольку на Балтике господствовали шведские корабли. Русский флот свою мощь пока не подтвердил. Нужна была серьёзная и беспрекословная победа над шведами на море. И она пришла летом 1714 года.
Пётр повелел собрать из разных районов страны 15 тысяч мастеровых мужиков с семьями, основать верфи и приступить к строительству галер. Накануне Гангута балтийские верфи работали днём и ночью, на будущий Балтийский флот работал Архангельск, Пётр закупал военные корабли за границей. Однако русские корабли всё ещё уступали шведским и по числу, и по качеству, и по уровню подготовки экипажей. Это делало недавно захваченные крепости и порты очень уязвимыми. Важнейшим из них был взятый русским десантом в августе 1713 года город-крепость Або (Турку) на восточном берегу Ботнического залива напротив Стокгольма. Здешний гарнизон нуждался в поддержке с моря.
Галеры – шведам гибель
Строить эти небольшие двух или трёх мачтовые суда оказалось относительно недорого. Российская сосна подходила для них даже лучше, чем дорогая твёрдая корабельная древесина. В носовой части галер и на корме устанавливали орудия достаточно крупного калибра. Почти по всей длине судна располагались скамьи для гребцов. На борту большой галеры могло разместиться до 300 человек. Так как дистанция стрельбы равнялась 300 – 500 метров, то основной формой ведения боя был абордаж. Фёдор Апраксин учил моряков «пороху напрасно не тратить, а, сойдясь борт о борт, дать залп всем лагом, закрыть нижние борты и свалиться без церемонии на абордаж».
Вес одного весла на галере достигал 90 килограммов, поэтому за каждым веслом сидели по три, а то и по пять человек. В случае необходимости они могли делать до 25 гребков в минуту, что позволяло в штиль развивать скорость до 6 узлов, приблизительно 10 км/час. В ветер галеры хорошо ходили под парусами. Галеры и скампавеи в отличие от больших кораблей имели малую осадку корпуса, они не боялись мелководья и это было особенно важно при действиях на мелководье и в шхерах.
Если бы флотилия гребных кораблей сумела прорваться в Аландский архипелаг, изобилующий крохотными островами и кривыми узкими проливами, парусному шведскому флоту пришлось бы просто оставить этот важнейший район. И шведы это хорошо понимали.
За короткий срок галерный флот был приготовлен к предстоящему сражению. В конце июня 1714 года к финскому берегу вышли 99 галер и скампавей, на борту которых находилось 15 тысяч солдат. Гребной флот сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут).
Авангардом флотилии как флаг-офицер и контр-адмирал командовал сам царь. Конечно, он решал и все стратегические вопросы. Кардебаталией и всем флотом руководил генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, талантливый сподвижник Петра. Он имел храбрость возражать царю «пока я спорю с Вашим Величеством, как с флаг-офицером, я ни за что не уступлю, но когда Вы в царском числе – я знаю своё место».
Путь русскому флоту преградила шведская армада под командованием адмирала Густава Ватранга. Эскадра состояла из 15 линкоров, 3 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 9 галер. Если учесть, что весь российский флот включал лишь галеры и скампавеи, которые в серьёзном бою никто не учитывал, шансы русских совладать со шведской армадой были призрачными.
Многотысячный десантный отряд: лошади, провиант, артиллерия, боеприпасы – всё было подготовлено для вторжения на территорию неприятеля. Пётр надеялся как можно скорее пройти старым маршрутом и не задерживаясь в Або, минуя Аландские острова, пересечь на галерах Ботнический залив.
Поначалу всё шло без происшествий, до тех пор, пока не подошли к полуострову Гангут. Тут то и обнаружили, что недалеко от берега стоят 15 линкоров, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля, 9 галер Густава Ватранга и перекрывают путь русским галерам. Атаковать шведов было нельзя, каждый их корабль мог огнём своих орудий вдребезги разбить десятки галер.
В этой ситуации Пётр решил не идти на столкновение, а перетащить галеры на другую сторону полуострова волоком по суше. Длина пути этой переволоки составляла 2,5 километра. В походном журнале царя значится запись «Велено мост делать, дабы несколько лёгких галер перетащить и тем неприятеля привесть в конфузию». План Петра держали в тайне. Однако, кто-то из местных жителей сумел предупредить шведов о необычном замысле русских.
На военном совете командующий шведской эскадрой адмирал Густав Ватранг распорядился отправить на перехват к месту, где предполагался выход переволоки 16-пушечный фрегат «Элефант» в сопровождении шести галер. Другую сильную группу кораблей Ватранг направил к стоянке русских галер, чтобы не дать им безнаказанно отступить восвояси. Казалось, флот Петра попал в безвыходное положение. Но случилось иначе.
Абордаж Петра
Утром 6 августа (26 июля по ст. ст.) июля на море установился полный штиль и Пётр понял – это шанс. Ведь из-за отсутствия ветра грозные шведские корабли обездвижены, а галерам ветер не нужен — и он принял решение обойти на вёслах замерших парусных гигантов, а затем уйти в шхеры, не опасаясь погони. Вскоре 20 галер отряда капитана I ранга Матвея Христофоровича Змаевича уходит на вёслах через шхеры. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд численностью 15 галер. Двадцать морских миль, почти тридцать километров без остановки, на пределе своих возможностей нужно было идти гребцам, чтобы осуществить этот манёвр. Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Матвея Змаевича заблокировал отряд контр-адмирала Нильса Эреншёльда у острова Лаккиссер.
Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Густав Ваттранг отозвал отряд вице-адмирала Лиллье, освободив, таким образом прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Фёдор Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.
В 14 часов 7 августа (27 июля) русский авангард в составе 23 галер атаковал отряд Нильса Эреншёльда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.
Когда приблизились к противнику на расстояние артиллерийского выстрела, галеры приостановились. Нильсу Эреншёльду предложили спустить флаг и сдаться, «дабы благоразумно избегнуть пролития христианской крови». Получив отказ, Фёдор Апраксин дал команду открыть огонь. Артиллерийская дуэль продолжалась недолго, нападающим важно было как можно скорей идти на абордаж и использовать своё численное преимущество.
Сначала подавили сопротивление шведских галер, потом обрушились на «Элефант». В походном журнале царя отмечено «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».
Бой шёл три часа. На кораблях было так много сражающихся, что от тесноты они просто вываливались за борт в воду. Нильс Эреншёльд получил семь ранений, в конце сражения так же упал за борт, был спасён и взят в плен.
Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман – фрегат «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Нильса Эреншёльда. Часть шведского флота сумела уйти к Аландским островам. Пётр был счастлив — это была первая в истории России настоящая военно-морская победа, пусть и небольшая по меркам морских сражений. Блистательная и яркая победа у Гангута сразу же отозвалась в королевских дворцах Европы.
В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории русского флота, в котором решающую роль сыграл абрдажный бой.
Всего из 941 члена шведских экипажей 361 человек погиб, 580 попали в плен. Потери русских составили 124 убитыми и 342 ранеными. Шведы, впрочем, впоследствии сочинили миф о своей героической битве при Гангуте, чего на самом деле не было.
Значение Гангутского сражения
Значение Гангутской победы огромно. Пётр I сравнивал её с победой под Полтавой. И действительно, русский флот нанёс шведскому флоту такой удар, после которого шведы на Балтийском море потеряли инициативу, и их могущество на море начало падать. Русское государство было уже сильной морской державой. «Объявляем вам, – писал Пётр I Меншикову на третий день после сражения, – коим образом всемогущий господь бог Россию прославить изволил, ибо по многодарованным победам на земле, ныне на море венчати благоволил… и так сею, мню, николи у нас бывшею викториею вас поздравляем».
Гангутское сражение показало достаточную зрелость, военно-морскую опытность, смелость и отвагу русских офицеров и матросов, бесстрашно сражавшихся за честь своей страны, за возвращение старых русских приморских городов и земель, за выход к морю, за устранение постоянной угрозы шведской военной интервенции.
Пётр I проявил себя в этом сражении, как и во многих других как крупный военачальник. Он прекрасно изучил военную науку и был «исправным, осторожным, благоискусным и бесстрашным огнестрельным мастером и художником, искусным кораблестроителем, инженером и флотоводцем». Это позволило Петру во время Гангутского сражения во всей широте развернуть свои способности и организовать взаимодействие галерного флота с пехотой. Всё это характеризует Петра I как талантливого флотоводца, далеко опередившего своих современников на Западе.
Пётр I правильно оценил особенности шхерного театра войны, разумно использовал на нём галерный флот, умело организовал манёвр прорыва позиции шведов, выполнение которого привело к серьёзным просчётам противника, что дало возможность заблокировать, а потом уничтожить часть шведского флота.
Шведы поздно поняли значение галерного флота. Только после кампании 1712 года они начали строить галеры, и поэтому у Гангута могли выставить лишь незначительный отряд, который не мог воспрепятствовать прорыву русских к Або. Допущенные Густавом Ватрангом крупные ошибки (расчленение флота) ещё больше ухудшили положение шведов и привели к бездействию значительную часть флота. За это шведы жестоко поплатились – на виду у них Пётр I атаковал и уничтожил сильный шведский отряд. Во время сражения внимание шведского флота было приковано к своему побережью, которое находилось под угрозой нападения русских десантов.
Гангутская победа дала возможность русскому флоту широко использовать выход в Ботнический залив и Балтийское море, она завершила «отлучение» Финляндии от Швеции и открыла операционное направление к Стокгольму и другим важнейшим экономическим центрам Швеции. Это обеспечило перенесение театра войны на территорию Швеции и предрешило успешное окончание Северной войны в пользу России.
Все участники сражения получили отчеканенную в честь Гангута медаль. Царь Пётр Алексеевич получил звание вице-адмирала. Гангутскую победу торжественно праздновали в Санкт-Петербурге несколько дней. Своим указом Пётр I повелел 27 июля ежегодно отмечать день Гангутской победы, первую победу молодого русского флота торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Во время парада, посвящённого победе русского флота в Гангутском сражении, многочисленным зрителям, собравшимся на берегах Невы 9 сентября 1714 года, были представлены русские корабли-победители и захваченные в сражении шведские с частично уцелевшими на них экипажами. Проведение парада в честь победы русского гребного флота в Гангутском сражении, положило начало рождению праздника – Дня Военно-морского флота России.
В Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, в день которого была одержана победа. Пять российских и советских кораблей носили гордое имя «Гангут».
8 августа на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру» педагог дополнительного образования школы №23 г. Комсомольска-на-Амуре, член правления городского отделения Всероссийской общественной организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», капитан-лейтенант Сергей Хайминов для учащихся, преподавателей и родителей учащихся в форме устного журнала провёл урок мужества, посвящённый победе русского флота на тему: «Гангутская виктория – морская Полтава Петра I». Кроме устного журнала учащиеся, педагоги и родители посмотрели учебный видеофильм под названием «Битва при Гангуте».
Цель урока – информировать учащихся о Гангутском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, бережное отношение к традициям своего народа, чувство гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.
Предоставленный материал посмотрели более 100 человек.