Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 года по новому стилю возле города Полтавы. Русской армии под командованием Петра I удалось разгромить считавшееся непобедимым шведское войско Карла XII. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и в результате победы в этой войне — к концу господства Швеции в Европе. 

10 июля на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру» педагог дополнительного образования школы №23 г. Комсомольска-на-Амуре, член правления городского отделения Всероссийской общественной организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», капитан-лейтенант Сергей Хайминов для учащихся, преподавателей и родителей учащихся школы в форме устного журнала провёл урок мужества. Кроме устного журнала учащиеся, преподаватели и родители посмотрели учебный видеофильм под названием «Полтавская битва». Цель урока – расширить кругозор учащихся о Полтавском сражении, героизме русских солдат; воспитать у учащихся чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, уважительное отношение к памяти погибших воинов; побуждать интерес изучения исторического прошлого нашей страны. Опубликованный материал посмотрели более 90 учащихся, преподавателей и родителей учащихся.

Северный союз 1699 – 1700 годов заключённый между Русским царствомРечью ПосполитойДанией  и  Саксонией  к 1708 году распался. Дания отказалась от участия в войне. Польский король Август II втайне заключил мирное соглашение со Швецией. Теперь Россия одна противостояла великой шведской державе. Король Швеции Карл XII считал армию Петра неспособной всерьёз сопротивляться, а победу русских под Лесной – случайностью. В этом была главная ошибка короля. Пришло время решающей битвы.

В октябре 1708 года, Пётр I узнал об измене украинского гетмана Ивана Мазепы. Дед Мазепы служил московскому царю, охранял южные границы государства от набегов татар; отец – был соратником Богдана Хмельницкого. Близость семьи ко двору польского короля позволила Ивану Мазепе получить образование. Он учился в Голландии, Италии, Германии, Франции. Свободно говорил на русском, польском, татарском, французском, итальянском и немецком языках. Его горячность поставила точку в карьере при дворе польского короля Яна Казимира: придворные католики издевались над православным Мазепой, против одного обидчика Мазепа обнажил шпагу, что в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Ян Казимир решил, что Мазепа поступил не умышленно, казнить не стал, однако удалил от двора. Мазепа уехал из Польши на Украину.

Ещё в 1687 году царевна Софья Алексеевна вручила ему гетманскую булаву. Мазепа верно служил России, именно он посоветовал Петру завести речные флотилии. Пётр оценил хороший совет и с этого момента украинский гетман стал пользоваться исключительным доверием царя.

Мазепа стал вторым человеком, кого царь Пётр «за многие его в воинских трудах знатные и усердно радетельные, верные службы» лично наградил орденом Святого Андрея Первозванного. «За веру и верность» — так гласил девиз ордена. Весть об измене гетмана больно ранила Петра.

В октябре 1708 года Мазепа вступил в переписку со шведами, он обещал Карлу XII 50 тысяч казацкого войска и продовольствие. Мазепа покинул гетманскую столицу Батурин и 28 октября 1708 года во главе отряда казаков прибыл в ставку Карла. Из многотысячного украинского казачества Мазепе удалость привести всего 5 тысяч человек.

Пётр направил свои войска под командованием Александра Меншикова отомстить предателям. Меншиков осадил Батурин. Представители гарнизона Батурина заявили, что они остаются подданными Петра, но солдат Меншикова, а тем более его самого в город не пустят. Ночью Меншиков узнал о тайной калитке, через которую можно скрытно проникнуть в Батурин. Он тут же организовал ложную атаку, а сам проник через калитку в город — Батурин был взят. По приказу Меншикова солдаты перебили не только украинский гарнизон, но и всех жителей, сам город сожгли дотла.

5 ноября 1708 года по приказу царя в городе Глухове состоялось театрализованная церемония: лишение Мазепы гетманства и заочная казнь. На эшафоте поставили виселицу, к ней привязали куклу, изображавшую Мазепу в полный рост в гетманском облачении. Эту куклу палач вздёрнул на виселице, а в Успенском соборе в Москве митрополит Стефан Яворский предал Мазепу анафеме. Пётр потребовал избрать нового гетмана. В Запорожской Сечи возник раскол – старые казаки стояли за Петра, молодые во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко были против.

После перехода Мазепы на сторону шведов царь Пётр предпринимает отчаянное усилие, чтобы сохранить преданность остального казачества. 30 октября 1708 года он посылает в Сечь на имя кошевого атамана Константина Гордиенко грамоту, где обещает запорожцам умножить к ним свою милость, которой они раньше были лишены из-за наветов со стороны коварного Мазепы. Он издаёт серию манифестов, появляется специальный указ для русской армии не чинить обиды украинскому народу.

Запорожцы согласились поддержать царя, но выдвинули свои условия – быть на Украине вольнице, как в Сечи. Все мельницы по речкам Ворскла, Псёл и Перевоз через Днепр у Переволочной отдать запорожцам. Пётр не хотел принимать эти условия, начались вооружённые столкновения русских с казаками. У местечка Царичанка  800 запорожцев атаковали бригадира Кампеля, у которого было 3000 драгун. Запорожцы изрубили 100 драгун, потеряв своих только 30 человек.

19 марта 1709 года делегация казаков прибыла в Великие Будища, в резиденцию Карла XII. 28 марта кошевой атаман Константин Гордиенко заключил договор с Иваном Мазепой и со шведским королём Карлом XII. Запорожцы и гетманские казаки, объединившись, составили почти 15-ти тысячное войско. Для Карла путь на Украину был открыт.

После неудачных попыток сохранить верность запорожцев, Пётр начал действовать силой. В наказание за предательство он приказал разорить южную Украину. В апреле 1709 года началась карательная экспедиция. Между реками Воркслой и Орелью свирепствовал генерал-лейтенант Карл Ренне. Он сжёг города Маячку и Нехворощу. Всех жителей этих городов, державших сторону шведов, перебили без различия пола и возраста. Отряд под командованием полковника Петра Яковлева сжёг местечко Келеберда, пощадив только церковь. Сожжены были вся округа города Переволочная, городки Новый и Старый Кодак. 10 мая полковник Яковлев осадил Запорожскую Сечь, он потребовал капитуляции. Среди казаков был разлад, большинство хотело помириться с Петром, меньшинство – предпочитало воевать. Яковлев не стал ждать, чем кончится спор и начал штурм. Русские ворвались в Сечь, на острове завязался упорный бой. Полковник Игнатий Галаган закричал казакам: «Кладите оружие, сдавайтесь! Всем будет помилование!». Запорожцы сначала не поверили и продолжали отбиваться, но потом бросили оружие. Запорожская Сечь пала.

События на Украине стали удачным фоном для военных операций шведов.1 апреля 1709 года шведский авангард появился у Полтавы. Гарнизон Полтавы состоял из 4200 солдат регулярного войска и 2600 человек ополченцев. Комендантом был полковник Алексей Степанович Келен, город окружал земляной вал, на котором располагался бревенчатый палисад. Перед валом был глубокий ров.

28 апреля к Полтаве подошли уже основные силы шведов во главе с Карлом XII. Попытки взять город штурмом были отбиты. Шведы начали осаду. Они прорыли несколько подкопов и заложили в них фугасы, но взорвать фугасы не смогли, поскольку русским каждый раз удавалось их обезвредить. Противники так близко находились друг к другу, что с вала в шведские траншеи летели камни и поленья. Был случай, когда самому королю попала в плечо мёртвая кошка, брошенная из крепости.

4 июня в расположение главных русских сил под Полтавой прибыл Пётр. Он решил именно здесь дать генеральное сражение. У русской армии численное превосходство и в людском составе, и в артиллерии. Пётр I приказал строить поперёк поля линию из шести редутов на расстоянии ружейного выстрела друг от друга. Затем перпендикулярно их фронту началось возведение ещё четырёх. За редутами встали семнадцать полков драгунской кавалерии под командованием Александра Меншикова, за ними пехота и полевая артиллерия. Теперь во время атаки шведская армия находилась постоянно под огнём противника, редуты составляли передовую позицию русской армии. Это было совершенно новым словом в истории военного искусства и полной неожиданностью для шведов.

Карл XII  поехал лично осматривать позицию войск вместе с генералом Адамом Левенгауптом. На берегу реки Воркслы они попали под ружейный огонь русских. Пуля ранила лошадь Левенгаупта и генерал обратился к королю с просьбой прекратить рискованное дефиле. Но Карл ответил: «Пустяки, не бойтесь! Найдите другую лошадь». Тогда Левенгаупт с достоинством сказал: «Без пользы приносить в жертву не следует даже солдата, тем менее – генерала. Я поеду своей дорогой!». Карл продолжал разъезжать по берегу под пулями, а когда он развернул свою лошадь, чтобы вернуться в тыл шведской армии, русский стрелок выстрелом из ружья ранил его в ногу. Кость оказалась раздробленной и Карл перенёс сложную операцию — из-за этой раны ему пришлось оставаться в постели до самой битвы. Но, несмотря на это, Карл XII жаждал генерального сражения.

Во время холодной зимы 1708–1709 годов шведская армия понесла серьёзные потери. Не хватало продовольствия, солдаты умирали от болезней и дезертировали. Сейчас, под Полтавой, Карл XII рассчитывал на помощь от генерала Адама Крассау и короля Станислава Лещинского. Но они не могли двинуться, между ними и шведской армией встал у Львова корпус русского генерала Генриха Гольца. Надежда на подкрепление рухнула. Ждать дальше было невозможно. Кончалось продовольствие. На рассвете 8 июля Карл решил начать атаку.

Шведская армия начала наступление 8 июля в два часа ночи. Впереди шла пехота, за ней конница. Шведам удалось взять два передовых редута, однако перед следующим редутом сильный огонь русских остановил их. Тогда Карл решил обойти укрепления. Но шведская армия не могла поместиться между Будищенским лесом и продольными редутами. Тогда группа войск под командованием генерала Вольмара Шлиппенбаха оторвалась от основной армии и укрылась в лесу севернее Полтавы. Пётр послал отряд под командованием Меншикова охотиться за Шлиппенбахом. Меншиков справился с задачей, нанёс поражение шведам, а самого генерала взял в плен.

Армия Петра значительно превосходила силы шведов — 37 тысяч против 17 тысяч человек. Ещё больше было преимущество в артиллерии. Пётр решил дать решающий бой на открытой местности. Построив полки, он обратился к солдатам со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Шведы настойчиво стремились прорвать фронт русских войск, началась рукопашная схватка. Шведы стали теснить передовой порядок Новгородского полка. Первая линия русских войск была прорвана почти в самом центре, в этот момент Пётр лично повёл в бой Новгородский полк.

Кавалерия Меншикова вступила в схватку с наступавшей королевской армией. Карл XII решил обойти редуты с севера, по краю Будищенского леса, но здесь его снова встретил Меншиков, успевший перебросить сюда свою конницу. В ожесточённом бою русские драгуны на палашах рубились и, въехав в неприятельскую линию, четырнадцать штандартов и знамён взяли. Русская кавалерия обошла фланги королевской армии, а шведская пехота, видя это, дрогнула. Тогда Пётр приказал подать сигнал к общей атаке. Под натиском русских, идущих в штыки, шведы обратились в бегство. Карл  XII напрасно пытался остановить своих солдат, его никто не слушал. Бегущих шведов преследовали вплоть до Будищенского леса. К 11 часам Полтавская битва закончилась полным разгромом шведской армии.

У местечка Пушкарёвка стоял шведский обоз, сюда собирались уцелевшие в битве отряды. Около двух часов дня к обозу прибыла коляска с королём. Только здесь Карл понял истинные размеры катастрофы. В Полтавской битве он потерял почти 7 тысяч человек. Куда отступать остаткам шведской армии? Возможны были два варианта – в Османскую империю или в Крым. Путь по этим двум направлениям оставался свободным, оба варианта сулили возможность новых альянсов против России. Карл выбрал Турцию.

Отступление в Османскую империю означало, что шведам предстоит переправиться через Днепр, но вода в реке поднялась, а средств для переправы в районе Переволочной не оказалось. Всё было сожжено во время карательных экспедиций против Запорожской Сечи. Добраться до правого берега Днепра удалось лишь 3 тысячам из всего уцелевшего войска Карла  XII. На левом берегу Днепра осталась часть шведской армии по командованием генерала Левенгаупта. 11 июля 1709 года шведы были окружены войсками под командованием Меншикова и капитулировали. На берегах Днепра у Переволочной русскому 9 тысячному отряду в плен сдались более 16 тысяч деморализованных вражеских солдат во главе с генералом Левенгауптом. Трофеями победителей стали 28 орудий, 127 знамён и вся королевская казна. Именно Меншикову в истории Северной войны принадлежит честь принятия капитуляции.

После Полтавской битвы Пётр I направил в Москву следующее повеление: «По получении сего сделайте тотчас  монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней велите  вырезать Иуду, на осине повесившегося,  и внизу тридесят серебряников лежащих и  при них мешочек, а назади надпись сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». И к той монете, сделать цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно». Это должен был быть орден Иуды — в единственном экземпляре, сделанный специально для «награждения» предателя гетмана Мазепы.

По велению Петра орден был изготовлен. Он представлял собой круг весом 5 кг, изготовленный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине, внизу изображение 30 сребреников и надпись, которую повелевал написать царь Пётр. Этот орден гетману Ивану Мазепе Пётр I  предполагал  вручить вместо ордена Андрея Первозванного после того, как гетман перешёл на сторону шведского короля Карла ХІІ. Но этому позорному для Мазепы событию не суждено было сбыться.

После поражения под Полтавой Карлу XII вместе с Мазепой удалось добраться до границ Османской империи. Турецкий султан приказал Юсуфу-паше принять Карла как гостя Османской империи. Это означало, что турецкая казна брала на себя полное его содержание. Здесь шведский король старается убедить султана Ахмеда III начать войну против России.

22 августа 1709 года в Бендерах умер гетман Мазепа. На Украине долго жила легенда, что похороны были фиктивные, а на самом деле Мазепа якобы пробрался в Киев, принял схиму в Печерской лавре и умер в покаянии.

Для России Полтавская победа была добыта малой кровью. Потери русской армии на поле битвы составили всего 1345 человек, тогда как шведы потеряли 9234 человека. После учиненного разгрома армия Карла XII потеряла способность вести наступательные действия. Напротив, авторитет Петра I в Европе значительно возрос.

Вечером 27 июня в двух роскошных шатрах Пётр устроил пир в честь победы. Туда были приглашены знатные пленники: обер-маршал Карл Пипер, генерал-майоры Вольмар Антон фон Шлиппенбах, Берндт Отто Стакельберг и Хуго Юхан Гамильтон. За столом Пипер, оправдываясь, сказал, что много раз советовал Карлу заключить с русским царём мир. Пётр ответил: «Мир мне паче всех побед любезнейший».

Петру удалось восстановить Северный союз.  9 октября 1709 года в Торуне был подписан новый союзный договор с Саксонией, а 11 октября – с Данией. До сих пор презиравшие Россию европейские державы, отныне должны были считаться с ней и относиться как к равной. Шведский историк Петер Энглунд писал: «Битва под Полтавой и капитуляция под Переволочной означали решительный перелом в войне. Заключённый позднее мир положил конец шведскому великодержавию и возвестил о рождении в Европе новой великой державы – России. Шведы покинули подмостки мировой истории и заняли места в зрительном зале».

Пётр хотел добиться господства на море, строительство боевого флота уже давно стало главным делом царя. С начала великой Северной войны появляются новые порты и судостроительные верфи – Адмиралтейская, Новгородская, Олонецкая, Сясьская, Новая Ладога.

В конце 1710 года, Пётр получил известие о подготовке турецкой армии к войне с Россией. Вначале 1711 года он объявил войну Османской империи и начал Прутский поход, который закончился полной неудачей. Пётр едва избежал пленения и разгрома своей армии. Главным итогом неудачного Прутского похода явилась потеря Россией выхода к Азовскому морю и недавно построенного южного флота. Пётр хотел перевести из Азовского моря на Балтику корабли «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага», однако турки не разрешили им проход через Босфор и Дарданеллы, после чего корабли были проданы Османской империи. Остальные корабли за ненадобностью были сожжены. По условиям Прутского мирного договора Россия уступила Турции Азов, разрушила в Таганроге гавань и крепость. Османская империя не вступила в войну на стороне Швеции. В этих условиях России было просто необходимо выиграть битву за Балтику.

15 июня 1712 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге сошёл на воду 54-х пушечный корабль «Полтава». Названый в честь Полтавской битвы, он стал символом грядущих побед.

Искусство русской армии в битве под Полтавой в Европе оценили высоко. Оно было признано как новаторское, передовое. Мориц Саксонский, знаменитый австрийский полководец, писал: «Вот таким образом, благодаря искусным мерам можно заставить счастье склониться в свою сторону». Жан-Тома Роконкур,  известный французский профессор военного искусства и военной истории первой половины XVIII века, советовал учиться на полководческом искусстве царя Петра I. О Полтавской битве он писал следующее: «Столь решительная победа над наилучше дисциплинированными европейскими войсками не была ли известным предзнаменованием того, что со временем сделают русские? Действительно, следует отметить за этим сражением новую тактическую и фортификационную комбинацию, которая была бы реальным прогрессом для той и другой. Этим именно способом, до тех пор не употреблявшимся, хотя одинаково удобным для наступления и обороны, должна была быть уничтожена вся армия авантюриста Карла ХII».

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО