Туапсинское отделение «БОЕВОГО БРАТСТВА» пригласило активистов ветеранской организации города Сочи проехать по дорогам Великой Победы. В этой поездке участвовала член Союза журналистов России Надежда Дмитриева. Она поделилась своими впечатлениями о поездке и рассказала о тяжелом периоде Великой Отечественной войны, Туапсинской операции 1942 года, когда Черноморская группа войск Закавказского фронта разгромила группировку противника, после чего началось освобождение Кубани.
По дорогам Великой Отечественной войны
Об этой поездке в горы по дорогам Великой Победы я мечтала много лет. Но всегда не хватало времени, все откладывалось на потом. Всякий раз, когда я ехала из своего родного города Сочи в Краснодар, я любовалась горными вершинами. Они казались мне великанами. По рассказам ветеранов Великой Отечественной войны, по книгам, учебникам, кинофильмам я знала, что здесь, на горном Кавказском перевале в сентябре 1942 года были оборонительные, а в декабре наступательные кровопролитные бои за каждую вершину, за каждую высоту. Всего 30 километров фашисты не дошли до города воинской славы Туапсе, не дошли до Черного моря, хотя из бинокля видели город и красоту моря. Если бы они взяли город, то много военных дивизий Турции, подстрекаемые Гитлером по морю вошли бы в Туапсе! Так рассказывают местные жители. А там ввязалась бы и Япония в 1942 году и победа для советского народа была бы еще кровопролитной и долгой.
Но осенью всей грудью встали защитники Кавказа, защитники города Туапсе и не пустили врага. Из уст в уста передают местные жители сел Горное, Индюк воспоминания тех кровавых, грозовых событий. Приказ Верховного Главнокомандующего Сталина «Стоять насмерть! Ни шагу назад!» не обсуждался. Его исполняли беспрекословно.
Солдаты шли в бой с врагом, шли врукопашную и стояли насмерть. Никто из них не знал, вернется ли он живым домой, где ждали солдата родные, ждали его, кормилицу семьи.
С федеральной трассы хорошо виден всем проезжающим автомашинам, автобусам Кавказский хребет. Хорошо видна высокая гора Индюк, гора Семашко. Если включить фантазию, то в вершинах гор можно увидеть лицо Сталина, а чуть подальше силуэт Ильича — его умную голову. Молчат горы и деревья, строго молчит лес, все хранит в себе эта немая тишина. Здесь была настоящая мясорубка, здесь в годы войны был ад. Здесь погибло более 350 тысяч красноармейцев и здесь пропали без вести сотни бойцов, неизвестные Герои Великой Отечественной войны. И только родные получали похоронки и извещения о пропавшем без вести солдате.
Вдовам, родителям, детям погибших по потери кормильца платили пенсию. А тем, кто получал извещение о пропавшем без вести солдате, ничего не платили, даже не приглашали на концерты по случаю Победы. С слезы матерей, вдов, детей никогда не засохнут! Они превратились вместе с израненной душой, вместе с горем в алмазы и ушли в землю. Мне всегда хотелось пройти по дорогам Великой Отечественной войны, потому что мой отец, Саликов Александр Иванович, воевал на фронте, он защитник Курской дуги, освобождал Сталинград, Воронеж, вместе с другими красноармейцами освобождал города и села Украины, Польши, Чехословакии, Германии от фашистов. И победу встретил в Берлине. О войне не любил рассказывать: «Это страшно, дочка, тебе лучше этого не знать!» — говорил каждый раз он мне, когда я спрашивала его о войне.
Мы, послевоенные дети, в детстве играли не только в куклы, лапту, иногда мы играли в войну с деревянными пистолетиками, шашками, которые сами и мастерили.
Меня родители любили, жалели и никогда не рассказывали правду о родном моем дедушке Саликове Иване Ивановиче и младшем брате папы Михаиле. Бабушка Саликова Дарья Яковлевна получила строгое извещение в 1942 году о том, что ее муж и сын пропали без вести на войне. Папа и бабушка всю жизнь ждали с войны мужа и отца, сына и брата. Бабушка от несправедливости властей страдала еще больнее, ей не платили пенсию по потери сразу двух самых родных людей, кого забрала война. Она молилась, плакала и ждала, ждала мужа и сына.
И только в 2016 году поисковые отряды Северодвинска нашли останки наших красноармейцев в Ленинградской области, в Киришах, в местечке Липовник есть братская могила и золотыми буквами выбиты фамилии и имена погибших и среди них мои родные люди! Бабушка и папа не дожили до этой новости. А правнуки, мои дети ездили на торжественное открытие братской могилы. Никто не забыт — ничто не забыто!
Много лет назад, еще молодым педагогом я возила старшеклассников по городам-героям Севастополе, Одессе, Керчи, Краснодоне, Новороссийске, Сталинграде. Туристические путевки нам оплачивал колхоз за высокие показатели производственной школьной бригады по выращиванию сахарной свеклы.
Каждый маршрут наполнял душу и сердце гордостью за нашу Великую Победу! Остались в памяти эти воспоминания навсегда! В каждом городе, поселке, в каждой деревне стоят памятники и обелиски погибшим героям, павшим за свободу в годы Великой Отечественной войны. Много братских могил, они напоминают нам, какой огромной ценой досталась свобода нашего народа.
Но мне все равно чего-то не хватало, хотелось не музея, не памятников — этого было много в моей жизни, мне хотелось пройти по настоящим дорогам Великой Победы. И такой случай мне подарила судьба.
Отделение «БОЕВОГО БРАТСТВА» города воинской славы Туапсе пригласило активистов ветеранской организации города Сочи, активистов Краснодарского краевого комитета солдатских матерей по городу Сочи, Союза офицеров запаса, Содружества родителей военнослужащих России по городу Сочи, меня и моего мужа — ветерана Великой Отечественной войны, сына полка 3-го Белорусского фронта Николая Пахноцкого проехать по дорогам Великой Победы.
С 4 часов утра мы уже на ногах и едем на железнодорожный вокзал к ранней электричке. Нас встречают руководитель отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» города Туапсе подполковник милиции Юрий Морозов, его заместитель Виктор Коновалов и юнармейцы. Юрий Викторович на своей автомашине везет нас, всех участников патриотического похода в необычный день — День России, 12 июня 2020 года по федеральной трассе в село Горное, там ждет нас проводник Леонид Фоменко — патриот и активист «БОЕВОГО БРАТСТВА». В его машине 9 мест, нас в походе оказалось 7 человек. Обещался священник из Апшеронска приехать, но почему-то не смог. Леня везет нас в горы по дорогам Великой Победы, к вершинам горы Семашко и вершине горы Индюк. Дорога лесная, глиняная. После летнего дождя такие ухабы я их видела только в кино и на картинках. Ведущие 2 моста автомашины справляются успешно с любой колеей, с любой глубокой лужей, с любыми провалами. Ехать становится страшно. Везде по дорогам кресты, памятники, зарубки на деревьях. Из рук в руки переходила каждая высота в оборонительном сентябре 1942 года. Отборные части бросили немцы на Кавказ. Из бинокля они уже видели море и город Туапсе. Они упивались радостью скорой победы.
Рассказывают местные жители, что в царское время была проложена с вершины горы Семашко к подножию труба и по ней текла чистая, вкусная, мягкая вода, наполненная серебром. Вода была нужна и нашим красноармейцам и нашим врагам. Не знаю, как договорились две противоположные вражеские стороны, но по утрам воду набирали наши бойцы, а вечером воду из этой же трубы набирали немцы. Это было осенью 1942 года, когда шли холодные дожди, шли оборонительные бои. А уже в декабре, при наступательных боях наши красноармейцы выбили полностью фашистов с Кавказского хребта, с этой высоты гор Индюк и Семашко.
Рассказывают местные жители, что до войны в эти места в горы приезжали из Германии молодые парни-туристы. Они изучали горы, подружились с местными парнями и девчатами, вместе вечерами у костра пели песни, пекли картошку. Однажды Ганс — простой, добродушный немецкий парень, прощаясь перед отъездом по секрету сказал своему русскому другу: «Володя, запомни мои позывные». «Зачем?» — удивился русский друг. «Тебе они могут пригодиться!» — ответил Ганс.
И в самом деле, пригодились эти знаки. Красноармеец Владимир шел однажды осенью 1942 года с отрядом автоматчиков и вдруг заметил на противоположной вершине кто-то подает сигнал ему. « Володя, ты у меня под прицелом, возвращайся, я не хочу тебя убивать!» — эти знаки подавал Ганс.
На вершине горы Семашко под деревьями много следов войны. Мы нашли пули, фрагмент ржавой солдатской каски, осколки мины. А я даже пулю немецкого снайпера нашла с заостренным концом. В кронах старых деревьев тоже хранятся пули. И памятники стоят повсюду. Мы возложили цветы к памятнику морякам подводникам, красноармейцам.
Незабываемая поездка к каменной речке, к мраморным завалам. Огромная мраморная скала упирается вершиной к небу. В боях ее взорвали наши красноармейцы, когда фашисты хотели пройти через нее, двигались немецкие танки, много живых солдат, их всех погребла лава мраморных камней. Наших красноармейцев в этом бою погибло очень много. Хоронить было негде и некому, днем и ночью шли кровопролитные бои за каждые пять земли.
«По дорогам войны мы идем,
Лес встречает нас летним дождем,
Солнце светит нам с неба в зените,
Помяните солдат, помяните!»
У меня невольно рождаются новые стихи о наших героях победителях! Сердце невольно и душа сжимаются от боли за погибших героев.
По нашей договоренности в 12 часов дня, когда мы стоим в минуте молчания у памятника на вершине горы, настоятель храма Алексеевский в городе Туапсе в храме проводит панихиду по погибшим защитникам Кавказа, защитникам города воинской славы Туапсе.
Светит яркое солнце, поют птицы в лесу, много молодежи на машинах приезжают сюда, поклониться героям, просто отдохнуть в лесной тиши. С вершины гор мы видим город Туапсе. Он не сдался врагу, его отстояли защитники Кавказа. Вечная им слава, вечная им память от благодарных потомков. Никто не — ничто не забыто!