«Равный Зорге, Абелю, Филби — а возможно, и первый».
Генерал-майор СВР Юрий Дроздов
«Разведка — это не только романтика, но и прежде всего один из самых эффективных путей защиты Отечества».
Г. Вартанян
17 февраля 1924 года началась жизнь – очень долгая жизнь, чрезвычайно насыщенная, местами невероятная – советского суперразведчика Геворка Вартаняна. «Равный Зорге, Абелю, Филби — а возможно, и первый», но известный поменее их.
А ведь 19-летний Геворк Вартанян спас Сталина, Черчилля, Рузвельта от головорезов Отто Скорцени! Не один, конечно – такие дела делаются не в одиночку. А ведь Вартанян ни разу не провалился за 45 лет нелегальной работы примерно в ста странах мира! И вот это уже в большей степени его личная заслуга как разведчика.
Впрочем, и тут не совсем так. Всю эту невероятную жизнь прожила со своим мужем, разделяя всё, жена и коллега Гоар Вартанян. Заслуги супруги Героя Советского Союза перед советской разведкой скромно отмечены орденом «Боевого Красного знамени» — но чем отметить и вознаградить верх самоотречения женщины, ради мужа и его миссии лишившейся главного в жизни армянки – возможности иметь детей! Ибо какие там дети, с такой жизнью-то… Говорят, мир – дом мужчины, дом – мир женщины. Миром Гоар был Геворк. А когда не стало и его, тихая, незаметная старушка доживала свою долгую-долгую жизнь в одном из переулков у проспекта Мира в Москве…
«Основная конспиративная деятельность супругов-разведчиков за 30 послевоенных лет была сосредоточена в нескольких десятках стран, включая Италию, Францию, Грецию, Швейцарию, Германию, США, Японию, Индию, Китай, Сирию и Ливан, страны Африки, а в остальных Гоар и Геворк Вартаняны бывали проездом», — сообщает справочное издание. – «Вартаняны специализировались на военно-политической разведке, в меньшей степени - на научно-технической. За весь период нелегальной работы Вартаняны трижды меняли все свои персональные данные, включая гражданство».
Но начался и состоялся Вартанян как разведчик в Иране. И самая грандиозная (или самая яркая, заметная из известных нам) история случилась там – предотвращение физического уничтожения членов Большой тройки – Сталина, Черчилля, Рузвельта – суперагентом Гитлера Отто Скорцени сотоварищи.
История известнейшая, стократ описанная, в нескольких фильмах показанная – и лучше бы чего-то нового, но… Но Вартанян вернулся в Москву только в 1985-м, завербовав, кажется, пол-мира (ну, пол-Европы) – часть еще действующих западных политиков, «друживших» с разведчиком, еще живут-здравствуют – и… Рассекречен Вартанян, но не его дела – если коротко.
«Совершённое дуэтом Вартанянов столь многообразно и всеобъемлюще, что никогда не будет рассекречено», — отмечают их коллеги.
Чтоб не быть голословным, достаточно привести в пример итальянского Берлускони. Вартанян имел с ним дело, когда Сильвио был еще молодым. Не на что не будем намекать, но сейчас итальянец называет себя большим другом еще одного бывшего офицера КГБ — президента России Владимира Путина. Путин знал Вартаняна лично еще по своей работе в Германии – и очень уважал. И лично приехал 13 января 2012 года на Троекуровское кладбище проводить Геворка в последний путь. Любопытная линия выстроилась. Кстати, именно итальянская часть карьеры считается кульминацией деятельности Вартанянов – и ни слова не сообщалось о ней до 2010 года, чтоб не задеть, не дай бог, премьер-министра Италии Берлускони. Так что – много о Вартанянах не расскажешь.
«К сожалению, более подробно говорить об их работе пока что нельзя», - подтверждает 8 сентября уже 2019 года еженедельник «Звезда».
Кстати, самые тёмные страницы деятельности Вартанянов – их нелегальная деятельность в Японии(1957-1960), а также в 1960-х годах в Китае, Индии, в Сирии и Ливане. Ну и совсем «тёмный лес» — страны Африки.
Однако вернёмся в Тегеран 43-го года. Секретную операцию «Длинный прыжок» должен был провести знаменитый нацистский диверсант №1 оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени, «человек со шрамом», любимец Гитлера и спецагент по особым поручениям фюрера германской нации. Диверсант опытнейший, убивший в 34-м канцлера Австрии Дольфуса, много позже вызволивший из плена Муссолини (не в коня корм – еще позже того повесили вверх ногами итальянские партизаны). В 1966-м выживший в войне и оставшийся на свободе(!) Скорцени (кстати, в своё время у него брал интервью советский писатель, «папа Штирлица» Юлиан Семёнов) подтвердил, что имел приказ выкрасть либо убить (реальнее второе) в Тегеране в 43-м Сталина, Рузвельта, Черчилля.
Представляем себе: 43-й, «экватор» Второй мировой, вот только русскими сломлен хребет немцам под Сталинградом – всем ясно, что последние навсегда утратили стратегическую инициативу, дальше русские пойдут на Запад – уже идут! – и надо срочно договариваться с ними о завтрашнем мире, о его переделе, пока Москва не переделила его сама. Важнейший исторический момент. В периферийный, в стороне от масштабных боевых действий Тегеран едет всю жизнь лёгкий на подъём Уинстон Черчилль, инвалид Теодор Рузвельт, мегаскрытный и осторожнейший, никогда не покидавший пределы СССР Иосиф Сталин.
Именно там Большая тройка наметит контуры переустройства послевоенного мира, там англичане снова сдадут Польшу – теперь Сталину, как в 39-м Гитлеру, там Черчилль и Сталин «подарят» независимость Ирану – чтоб самим не столкнуться в новой войне, ибо первый уже оккупировал юг этой страны, а второй – север (американцы тогда еще не играют на этом поле, это сейчас их поганым веником из региона не выгнать; расклад хорошо описан Джеймсом Олдриджем в дилогии «Горы и оружие», в том числе курдская карта, столь актуальная сейчас). Именно тогда договорились добить после Гитлера Японию (интерес Рузвельта, Штаты рубились с империей на Тихом океане), именно там Сталин дожал союзников на предмет открытия Второго фронта – и во Франции, а не на Балканах, ибо потом англосаксов не выгнать бы из этого российского «огорода»…
Это был большой шанс для Адольфа – порешить разом лидеров противников.
Первым узнал о затее Николай Кузнецов – еще один великий советский разведчик.
(Он – первый из разведчиков-нелегалов, получивший Героя, Вартанян – второй, но тут как считать: эти двое из НКВД-КГБ-СВР, а уж совсем первым считается Рихард «Рамзай» Зорге – тот работал на ГРУ, военную разведку. Кстати, очень хорош памятник Зорге на пересечении улицы его имени и Хорошёвского шоссе в Москве – «Рамзай» проходит сквозь стену. Скульптора Владимира Цигаля.)
«Первое донесение пришло от Николая Кузнецова. В Ровно ему удалось разговорить штурмбанфюрера СС Ульриха фон Ортеля», — вспоминал Геворк Вартанян.
После сообщения из Западной Украины вся тегеранская сеть была взнуздана: немцы знают о встрече, отменять поздно, надо что-то делать – делать всё! Все силы советской агентуры были брошены на предотвращение и обеспечение.
Руководил тогда советской агентурой в Тегеране не Вартанян, а другой замечательный армянин – Агаянц Иван. В Иране его звали Иван Авалов – еще один яркий представитель советской разведки: в своё время вывозил из Испании Хосе Диаса и Долорес Ибаррури в Москву, позже свёл Шарля де Голля со Сталиным.
Молодой тогда еще Вартанян обеспечивал Агаянцу «Легкую кавалерию» — велосипедный (как это ни смешно) отряд, сделавший всё для спасения Большой тройки. Это были способные, очень способные – способные на всё ребята. Их командир, Геворк Вартанян, например, учился – тогда же и там же – в британской разведывательной школе, готовившей агентов для заброски в СССР.
Дальнейшее известно. Немцы сбрасывают десант, который на верблюдах добирается до столицы. Они выходят на связь с Берлином, которую прослушивают союзники. Готовят плацдарм для высадки Скорцени. Радистов берут, но те успевают уведомить Берлин о провале (версия – им дают такую возможность, чтоб немцы отказались от намерения проводить операцию). Тем временем, в Тегеране арестовывают более 400 немецких агентов. Казалось бы – откуда столько, не перебор ли? Вартанян поясняет: «в то время в Иране находились около 20 тысяч немцев — военные инструкторы, разведчики под видом всяких торговцев, бизнесменов, инженеров. Из большого количества обнаруженных агентов часть была арестована, а большинство — перевербовано. Одни были переданы англичанам, другие - депортированы в Советский Союз».
Завершая оду замечательному армянину в день его рождения, хочется отметить два момента, которые просто бросаются в глаза при обзоре биографии Вартаняна. Думается, Геворк Андреевич сам улыбнулся бы их сопоставлению.
Первый. Потрясающая историческая активность этой маленькой нации, давшей мировой цивилизации несопоставимое с её численностью количество замечательных людей – от византийских династий, скажем, до маршала Баграмяна или Ким Кардашьян (шутка, до Шарля Азнавура).
«Когда армяне хватают друг друга за руки и плечом к плечу топчут землю под звук своих барабанов и абрикосовых инструментов, скорее колонны моего дворца превратятся в пылинки, чем их будет возможно остановить», — сказал небезызвестный Гай Юлий Цезарь.
С одной стороны. С другой – момент второй: после Ирана Геворк Вартанян больше всех контрразведок мира опасался своих земляков.
«Если ты начнёшь дружить с армянами, то «армянское радио» через месяц расскажет, где ты родился, кто ты такой, что ты приехал из Советского Союза, что ты разведчик», — говорил Вартанян…
…В последние годы своей замечательной жизни, которая, увы, так и остаётся нам неизвестной, Геворк Андреевич Вартанян часто посещал свою историческую родину (при том, что он, вообще-то, армянин ростовский, но – армянин!) – и убеждал первого президента Армении Тер-Петросяна создать разведывательную службу государства – грех не использовать интеллектуальный потенциал такой нации!
…В 2013 году министерство обороны Армении в память о разведчике учредило ведомственную медаль «Геворк Варданян»…
Редактор сайта «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Владимир Курносов