В 2019 году отмечается памятная дата — 40-летие ввода советских войск в Афганистан. 25 декабря 1979 года колонны 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа пересекли афганскую границу по понтонному мосту через Амударью.

Причиной ввода советских войск в Демократическую Республику Афганистан была просьба афганского правительства, которое не могло самостоятельно справиться с вооруженным мятежом, организованным исламистами.

Война длилась больше девяти лет и закончилась 15 февраля 1989 года, когда из Афганистана были полностью выведены войска под командованием Героя Советского Союза, председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Бориса Всеволодовича Громова. Борис Всеволодович Громов на этой войне в общей сложности провел пять лет, он трижды проходил службу в частях Ограниченного контингента советских войск. В 1987-1989 годах генерал-лейтенант Борис Громов командовал 40-й армией. В 1988 году за проведение операции «Магистраль» ему было присвоено звание Героя СССР.

В феврале 2019 года в России масштабно отмечалось 30-летие завершения спецоперации советских войск в Афганистане. Мероприятия в честь этой даты проводились по всей стране Всероссийской организацией ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО».

Редакция сайта «БОЕВОГО БРАТСТВА» пообщалась с ветеранами войны в Афганистане, вот что они нам рассказали о тех событиях.

 

Заместитель председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Геннадий Шорохов:

«Я попал в Афганистан в марте 1981 года, до этого служил в Прикарпатском военном округе. Был назначен на должность командира десантно-штурмовой роты 66-й мотострелковой бригады, которая была дислоцирована в Джалалабаде. У каждого солдата была своя дата начала и окончания войны. 19 марта 1981 года — это для меня дата ввода в Афганистан.

Я ехал туда и не понимал, что мне предстоит пережить. Подготовка к войне и боевым действиям была своеобразной, потому что мирная жизнь влияет на психологическую подготовку военнослужащих — как офицеров, так солдат и сержантов. Когда мы приехали в Афганистан, все в корне изменилось. Вместо учебных мишеней — реальный противник, который вел по тебе огонь. Как бы там ни называли события 1979-1989 годов, для каждого из нас это была война. Война за жизнь, за выполнение поставленных перед нами задач. Я считаю, что те задачи, которые советское правительство поставило перед военнослужащими, мы с честью выполнили и оказали огромную помощь афганскому народу.

 Я потом был еще раз в Афганистане, общался с людьми и видел, с каким уважением они относятся к советским офицерам и солдатам, и они благодарны за ту помощь, которую мы оказали им и после, построив школы, заводы, фабрики, мосты, дороги. Это очень большой вклад в экономику их страны.

Был важный фактор психологического состояния. Мы попали в малознакомую местность с историческими, религиозными духовными особенностями. Это был совершенно другой век, другая жизнь. Я до сих пор уважаю афганский народ за его трудолюбие, стойкость и героические усилия, которые этот народ прикладывает, чтобы выжить в этих тяжелых климатических условиях.

Что для нас дал Афганистан? Я думаю, что мы пришли все туда одними, а вернулись совершенно другими. Изменились не только мы, но и вся страна. События в Афганистане сыграли огромную роль во всех процессах, которые произошли после 89-го года. Афганцы стали активными борцами за справедливость. Ветераны Афганистана до сих пор играют заметную роль в политической жизни нашей страны.

Хотя надо отметить, что годы уносят многих ребят, уходят люди, потому что здоровье, которое они оставили на территории той страны, дает о себе знать. Большинства тех, кто прошел Афганистан, просто нет в живых.

Когда произошел развал Советского Союза, многие афганцы оказались за пределами России. Я думаю, что можно согласиться с той позицией, которую озвучивает Борис Всеволодович Громов: ветераны Афганистана, как жили в единой стране, в Советском Союзе, так и остались верны дружбе и братству, которые зародились в горах Афганистана.

Я посещаю страны бывшего Советского Союза, встречаюсь с ветеранами Афганистана различных национальностей, они с гордостью, с чувством говорят о братстве, о дружбе, и очень благодарны нашей организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» за то, что мы делаем все, чтобы поддерживать дружеские связи и не только».

Заместитель председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Николай Шуба

«В Афганистан я попал в самом начале, в феврале 80-го года, понимая, что наш противник мог раньше нас туда зайти, занять стратегически важные объекты.

С каждым человеком, который был в Афганистане, проводились беседы, связанные с семейным положением и прочими вещами. Мы все рвались туда, тем более была серьезная позиция, что мы, в первую очередь, идем помогать Республике Афганистан.

Для меня это очень важная веха, которая прошла красной нитью через всю жизнь. Самое главное для меня — это взаимосвязь и взаимоотношения между боевыми товарищами, с которым я выполнял интернациональный долг в Афганистане.

В 1986 году все участники боевых действий начали объединяться, собираться, обсуждать свои проблемы. Тяга друг к другу была, потому что мы вернулись в страну, которая практически ничего не знала про войну в Афганистане. Вернулись в страну, которая мирно и спокойно отдыхала. Поэтому мы пытались объединиться между собой, как-то поддержать друг друга. Кроме того, мы четко увидели, что воспоминания о погибших — это самая тяжелая вещь, которую нужно было сохранить. Ведь были те, кто в 18-19 лет, не начав серьезную жизнь, погиб. Тяжело было общаться с семьями погибших. Был определенный период, когда родители ушедших солдат нас называли своими сыновьями. Это очень серьезная позиция, честь для нас, и мы ее всегда по жизни несем. Потеряв самое дорогое, многие родители все-таки смогли найти в себе силы и сделать такой шаг. И мы всегда поддерживали и будем поддерживать их.

Мы понимали, что война еще продолжается, и нужно всех тех молодых ребят, которые идут служить в вооруженные силы, настроить, поддержать, научить тому, что умели мы. Чтобы они сумели, если попадут в Афганистан, выжить в боевой обстановке».

 

Член исполнительного комитета Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Владимир Демченко:

«Афганистан — страница, которая изменила мою жизнь. Я поехал в Афганистан в феврале 1986 года, а вернулся в феврале 1988 года. Все, кто там был, по-другому стали воспринимать и свою службу, и жизнь. Служба в Афганистане нисколько не изменила моего отношения к Родине. Я ее как любил, так и продолжаю любить.

Я горжусь тем, что нахожусь в «БОЕВОМ БРАТСТВЕ». Это организация, которая посвящает свою деятельность не только ветеранам Афганистана, но и ветеранам Великой Отечественной, и других войн и конфликтов. К сожалению, у тех, кто прошел Афган, достаточно много проблем. И самое печальное — этих людей остается все меньше. И многие уходят с теми проблемами, которые у них были. Я думаю, что Родина и правительство обратят на них внимание. Ведь наш девиз — «Память сильнее времени». Я очень рад, что первый заместитель председателя «БОЕВОГО БРАТСТВА» Дмитрий Саблин решил вопрос реабилитации ветеранов боевых действий. Потому что те солдаты и сержанты, которые воевали, подобных благ никогда не видели. У нас в Филимонках есть солдат, потерявший ноги в Афганистане, водитель БТР. Он никогда не был в санатории, а сейчас он каждый год ездит в санаторий РЖД. Просто даже по лицу видно — он понял, что его не забыли, что его беда — это и беда нашей организации».

 

Председатель совета Севастопольского отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» Павел Кот:

«Мы видим, как перевирается история, искажается история нашей Великой Победы. И такая же участь может постигнуть и историю войны в Афганистане, историю ветеранов Афганской войны. Мы являемся наследниками ветеранов Великой Отечественной войны. И мы несем ответственность за историческую правду. Если мы не будем рассказывать и о Великой Отечественной войне, и о войне в Афганистане, то наши дети и наши внуки правды никогда не узнают. И они будут верить той истории, которую написали не мы.

Я много занимаюсь воспитанием подрастающего поколения, рассказываю им об истории, потому что мой дед дошел до Берлина, прошел всю войну. Он умер, когда я был в Афганистане, и я не смог его похоронить. Многие наши ветераны Афганистана никогда не рассказывали о войне, может быть, в силу своей скромности. Это был подвиг всего народа, подвиг бойцов Красной Армии в Великой Отечественной войне, подвиг трудового народа.

Для меня афганские события начались с аэропорта в городе Симферополе. Думал, что попаду в Западную группу войск в Германии, но потом мы поняли, что летим в Термез. После принятия присяги нас отправили в Пули-Хумри, где мы служили, выполняя поставленные перед нами задачи. Там я отслужил до 3 декабря 1984 года, после чего был отправлен в Севастополь.

Так для меня закончилась эта война. Что она мне дала? Наверное, откровение и искренность солдат и командиров, офицеров, которые дали нам путевку в дальнейшую жизнь, и не бросили — со многими из них я общаюсь до сих пор».

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО