Заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков в интервью для «Аргументов и фактов» рассказал о том, как работает система материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных сил РФ.

Система эта относительно новая, она появилась в 2010 году. Именно тогда все структуры, которые кормят, одевают и подвозят снаряды, были преобразованы в МТО. Возглавил ее Дмитрий Булгаков.

Сейчас в системе материально-технического обеспечения служат 165 тыс. военнослужащих и 145 тыс. гражданских лиц. — почти 30% численности армии. Система готовит 3 млн порций пищи в сутки, выдает 15 млн предметов обмундирования в год, содержит 120 тыс. единиц боевой техники и 400 тыс. автомобилей.

МТО — это сложный механизм, рассказывает Булгаков. «Чтобы обеспечить выстрел из танковой пушки, который вся страна увидит в вечерних теленовостях, в системе МТО работают 14 главков, департаментов и служб», — отмечает он.

Все замкнуто на Центральный пункт управления (ЦПУ). Туда стекается вся информация о системе, ее обрабатывает дежурная смена, которая заступает на боевые посты ежесуточно. Главное — чтобы она работала планово, под задачи, поставленные перед Вооруженными силами на длительный период времени. 

Впрочем, и со срочными задачами система справляется отлично. Пример тому — подготовка к вводу ВКС в Сирию. «Сирийский экспресс» был организован всего за месяц, говорит Булгаков. 

«Были задействованы все существующие виды транспорта, кроме, разве что, монорельса и фуникулера: автомобильный и железнодорожный — внутри страны, военно-транспортная авиация, вспомогательный флот ВМФ, гражданские суда по контракту. Зато живут люди не в палатках, а в нормальных условиях, с кондиционером и душем. Не могу сказать, что российский контингент в Сирии обеспечен всем необходимым по мировым стандартам. Пусть мировые стандарты еще попробуют нас догнать!» — говорит замминистра обороны.

В целом питание служащих российский армии стало гораздо разнообразнее, чем десять лет назад. 

«Питание военнослужащих зависит от их физических нагрузок, — отмечает генерал. — У летчика они одни, у подводника — другие, у спецназовца зимой в горах — третьи. Кстати, энергетическая ценность базового пайка российского военнослужащего самая мощная: 4200 ккал в сутки. То, что было раньше фирменным знаком военной кухни, — тушенка и «консервы мясорастительные» — только на гражданке осталось. Даже индивидуальные рационы питания, потомки сухого пайка, сейчас имеются в 7 разновидностях по дням недели. Чтобы не приедался». 

Также Булгаков рассказал о том, как проходит строительство военных объектов на северных российских островах. В арктической зоне — на архипелаге Новая Земля, островах Земля Александры, Котельный, Врангеля и мысе Шмидта — за короткий период были построены уникальные в своем роде военные базы. Для этого из центральных областей России и из Сибири было доставлено 200 тыс. тонн различных грузов. 

Каждая из баз — полностью автономный городок с замкнутым циклом жизнеобеспечения. Это позволяет людям выполнять поставленные задачи, не выходя без особой необходимости наружу, что крайне важно в суровых, а подчас экстремальных природных условиях Арктики.

«При строительстве военных баз использовались уникальные архитектурные решения, инновационные технологии, новейшие материалы и оборудование, — говорит глава МТО. — И названия им были даны не менее привлекательные. «Арктический трилистник» на острове Земля Александры получил название благодаря своей форме трехлучевой звезды. Кстати, это здание считается самым северным в мире капитальным сооружением».

С 2015 года в рамках системы МТО действуют подразделения ликвидации экологического ущерба в Арктике. С тех пор на Новой Земле, островах Котельный и Врангеля, аэродроме Алыкель в Норильске было собрано 18,5 тыс. тонн металлолома. В основном это бочки из-под горючего, брошенные на Крайнем Севере в 40-80-е годы XX века. 15,6 тыс. тонн уже вывезено на Большую землю, оставшиеся 4 тыс. уберут в этом году.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО