Во Владивостоке 16 апреля прошел День памяти, посвященный гибели малого ракетного корабля «Муссон». В торжественном мероприятии принял участие юнармейский отряд Владивостока.
«Уважаемые ветераны и военнослужащие, 16 апреля 1987 года случилась трагедия, повлекшая за собой гибель экипажа, но несмотря на то, что корабль был обезглавлен, команда продолжала героическую борьбу с пожаром и защищала безопасность жизнедеятельности корабля. Мы, юнармейцы, должны помнить о борьбе экипажа. Пусть и не в боевых условиях, но при выполнении боевой задачи они, не щадя своей жизни, боролись за непотопляемость корабля, и нам есть на кого равняться», — обратилась к ветеранам, военнослужащим и юнармейцам активист юнармейского движения Ксения Федотова.
Мероприятие закончилось возложением цветов и прохождением торжественным маршем.
Историческая справка:
Малый ракетный корабль «Муссон» вошел в состав ТОФ в 1982 году, входил в состав 192-го дивизиона малых ракетных кораблей. 16 апреля 1987 года «Муссон», находясь на флотских учениях, был поражен учебной ракетой-мишенью РМ-15М, запущенной с ракетного катера Р-42 с расстояния 21 км (средствами самообороны корабля ракету-мишень отразить не удалось). Ракета пронзила левый борт надстройки судна в районе радиорубки. Горючее и окислитель, смешавшись при разрушении ракеты, воспламенились. В огне мгновенно погибли находившиеся на главном командном посту командир корабля и другие члены экипажа.
Пожар быстро охватывал корабль (чему способствовало применение в его конструкции алюминиево-магниевого сплава). Вышли из строя системы пожаротушения, корабль оказался обесточен, была потеряна внутрикорабельная связь. Борьба за живучесть корабля продолжалась с 18:43 до полуночи, когда он, полностью выгорев, потерял плавучесть и затонул на глубине 2900 м в 33 морских милях к югу от о. Аскольд в точке с координатами 42°11′ с. ш. 132°27′ в. д.
Положение осложнялось тем, что, опасаясь взрыва боезапаса на «Муссоне», командовавший стрельбами контр-адмирал Л. Головко запретил другим кораблям подходить к горящему МРК. Оставшиеся в живых пытались бороться с огнем самостоятельно с помощью одних лишь огнетушителей и покидали корабль, прыгая в ледяную воду, температура которой составляла всего +4 °C. Опасения адмирала не подтвердились: взрывы начались уже после того, как оставшиеся в живых покинули судно. В результате катастрофы погибли 39 членов экипажа, еще 37 человек удалось спасти.