16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, который решил вопрос о правовом статусе Республики Крым и о вхождении полуострова в состав Российской Федерации.

Проведению референдума предшествовали долгие месяцы антипрезидентских выступлений на Украине, которые завершились незаконным отстранением от власти президента Виктора Януковича. Результаты действий так называемого Евромайдана, сместившего главу государства незадолго до назначенных выборов, были восприняты в Крыму как государственный переворот. Радикалы, пришедшие к власти в Киеве, инициировали голосование в Верховной раде об отмене закона об основах государственной языковой политики и заявили о подготовке закона о люстрации.

Националистическая истерия, разнузданная антирусская кампания, развязанная сторонниками новой власти, заставили действовать крымчан. Президиум Верховного Совета республики заявил, что на Украине произошёл «неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооружённых бандформирований» и в этой ситуации региональный парламент «принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма» и «единственным возможным путём выхода из сложившейся ситуации является применение принципов прямого народовластия».

6 марта Верховный Совет поставил перед гражданами автономии вопрос о будущем статусе Крыма: им предлагалось выбрать между вхождением Крыма в состав России на правах субъекта Федерации и восстановлением Конституции Крыма 1992 года при сохранении полуострова в составе Украины. Голосование было назначено на 16 марта. Право голоса на референдуме имели только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Мнение граждан России, проживавших на территории Крыма, не учитывалось.

Референдум проводился в условиях максимальной открытости. Согласно опубликованному Верховным советом порядку аккредитации СМИ, журналисты были обязаны «объективно информировать аудиторию своего СМИ о ходе голосования, в своей профессиональной деятельности использовать документально подтверждённые факты, соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики». В положениях о референдуме говорилось, что граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Комиссия по проведению референдума сообщала, что «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций». Верховный Совет предложил ОБСЕ направить своих наблюдателей на референдум, однако ОБСЕ отказалась, сославшись на то, что нет приглашения от Киевской власти.

Тем не менее за голосованием следили 135 иностранных наблюдателей – среди них депутаты парламентов стран Западной и Восточной Европы, а также Европарламента — и 1240 представителей местных общественных организаций. По их отчетам обстановка в Крыму была спокойная, голосование прошло с соблюдением международных демократических принципов, волеизъявление граждан было добровольным и свободным. И его итоги легитимны.

А итогом голосования на референдуме было одобрение воссоединения Крыма с Россией. После обработки 100% протоколов 96,77 % проголосовавших в республике и 95,6 % в Севастополе высказались за «возвращение Крыма в родную гавань». Несмотря на попытки киевского режима и его Западных покровителей поставить результаты голосования под сомнение, социологические опросы, проведенные независимыми службами, включая американский социологический центр Pew Research и Институт Гэллапа показали, что они объективно и полностью отражают настроение крымчан: судьба Крыма — быть с Россией.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО