23 мая исполнилось двадцать лет со дня гибели пограничника Евгения Родионова, убитого боевиками вместе с тремя сослуживцами – младшим сержантом Андреем Трусовым, рядовыми Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Они не предали веру и Отечество. Честные имена им вернула Любовь Васильевна Родионова, совершившая материнский подвиг.

20 лет спустя... Рассказывает Любовь Родионова...

ОТ КРЕСТА ДО КРЕСТА

Это произошло в Чечне, под Бамутом, в день, когда Евгению исполнилось девятнадцать лет. После ста дней плена и жестоких пыток он отказался снять нательный крестик и перейти на сторону боевиков. Не сломили бандиты и его товарищей… Андрей и Евгений были обезглавлены, Игорь и Александр – расстреляны. На следующий день, 24 мая 1996 года, Бамут и господствующая над местностью Лысая гора были взяты частями под командованием генерал-майора Владимира Шаманова. Остатки оборонявшего село отряда Руслана Хойхороева, убийцы пограничников, под прикрытием сумерек и тумана ускользнули в горы вместе с главарем.

Но тогда Любовь Васильевна Родионова даже не подозревала, что после долгих и мучительных поисков сына следы приведут именно к Хойхороеву. Что придется 17 раз ездить к нему на переговоры, выполнить, казалось, невозможные требования бандитов, из которых самым простым оказалось достать деньги – не раздумывая, продала квартиру. Остальные непомерные запросы боевиков матери помогли выполнить простые, как и ее Женька, солдаты и офицеры той непростой войны. Ночью 23 октября Любовь Васильевна своими руками выкопала останки сына и трех его сослуживцев, вместе с сопровождавшими ее воинами погрузила их в армейский «Урал» и повезла в последний путь домой, в Россию.

В тот день умерла ее последняя надежда. Страшных, безжалостных девять месяцев Любовь Васильевна пыталась найти и вернуть сына. Потому что знала, что кроме нее с ее материнской любовью и безрассудностью это никто больше не в силах сделать. Верила: Женька жив – вот еще чуть-чуть потерпеть, пройти через очередные унижения, ужасы, боль.

Все началось с телеграммы, казенно сообщившей, что рядовой Евгений Родионов дезертировал из пограничного отряда. Она не поверила ни единому слову – и 26 февраля Любовь Васильевна была уже в Чечне. Правдами и неправдами добралась до заставы, куда рядовой Родионов в январе 1996 года был направлен на полгода в командировку под командование Назранского пограничного отряда. Здесь, в окружении гор и боевиков, вместе с сослуживцами заступит на охрану границы между Ингушетией и Чечней. Выяснит, что Евгений никуда не сбегал, а был захвачен боевиками. Так командир пытался снять с себя вину, что отправил четырех необстрелянных мальчишек прямо в руки боевиков. Поймет, что в мясорубке этой войны ее сына просто списали и забыли, как расходный материал. И тогда она сама пошла искать его – по пути, где попутчиками только горе и страдания.

Она обошла около семидесяти населенных пунктов: Итум-Кале, Мескер-Юрт, Автуры, Курчалой, Шатой… Пока однажды ей не сказали: «Твой сын погиб, ищи его в Бамуте». Испытания преследовали Любовь Васильевну даже после того, как она привезла останки сына в Ростов, в 124-ю судебно-медицинскую лабораторию, когда казалось, что все кончено и «чаша испита до дна». А 5 ноября пришлось снова собираться в дорогу, потому что оказалось, что тело ее сына было без головы. И Любовь Васильевна снова поехала в Бамут, к боевикам уже одна. Переговоры были недолгими. Победила ее отчаянная храбрость. Боевики отдали кусочки от черепа, которые она осторожно сложила в пакет. И снова поехала в Ростов.

Похоронили Евгения Родионова на кладбище в поселке Сатино-Русское. Посмертно он был награжден орденом Мужества. Высокая государственная награда… Но есть другая – имя Жени для многих стало примером христианского подвига. В Сербии и Черногории его чтут как святого и называют Евгением Русским. Знают о нем в Греции,  иконы с его ликом есть на Афоне. В память о нем снято более 20 документальных фильмов, печатаются книги.

20 лет спустя... Рассказывает Любовь Родионова...

С ГРУЗОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДОБРОТЫ

Какой-то час езды от столицы – и мы уже на месте: Подольский район, поселок Курилово, стандартная пятиэтажка, первый этаж, Мы сидим на чистенькой кухне. Тихо тикают часы, без устали отсчитывая нашу земную жизнь. На нас с портрета пронзительно смотрит Женя. И сразу понимаешь: он тоже здесь, с нами.

 «БОЕВОЕ БРАТСТВО» знаю много лет. Все произошло неожиданно. Тогда губернатор Московской области Герой Советского Союза Борис Громов встречался с главой района и по дороге решил заехать ко мне домой, – вспоминает Любовь Васильевна. – Вот так же сели на этой кухне и завели душевный разговор. Этот трогательный момент остался у меня в памяти на всю жизнь. Мне тогда очень не хватало поддержки, теплых слов. А тут пришел боевой, легендарный генерал, который знает, что значит терять близких людей. Борис Всеволодович спросил, в чем я нуждаюсь. Ответила, что мне лично ничего не надо, но к тому времени я успела уже раз шестнадцать побывать в Чечне, как сама назвала, с грузом человеческой доброты. Как раз только вернулась из очередной поездки, на этот раз в Итум-Калинский погранотряд. Шел 2000 год, в самом разгаре была вторая чеченская кампания. Пограничники оказались «в пекле» войны, сдерживая вылазки боевиков и из горной Чечни, и с территории Грузии, из Панкисского ущелья. Бытовых условий даже для войны – минимум. Но главное, что ребята должны знать: страна, россияне помнят и гордятся ими. Я попросила Бориса Всеволодовича взять над погранотрядом шефство. Он сказал, что подумает, потому что «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и область уже поддерживали Софринскую бригаду и дивизию особого назначения имени Дзержинского. А через короткое время раздался звонок из «БОЕВОГО БРАТСТВА» с предложением вместе отправиться с очередным шефским десантом. В маршруте среди других был и новый пункт – Итум-Калинский погранотряд. Возглавлял делегацию Дмитрий Саблин. Вот тогда я и познакомилась с этим удивительным человеком. Вместе, несмотря на опасности, добрались до пограничников, передали подарки, много полезных вещей. Мальчишки были счастливы. С этого момента помощь погранотряду только росла. Вскоре заставы даже стали называться Звенигородская, Красногорская… В честь подмосковных городов-шефов».

Из 60 поездок в Чечню, которые на счету Любови Васильевны, около 15 состоялись совместно с «БОЕВЫМ БРАТСТВОМ». Каждый выезд в «горячую точку» – это тонны груза, собранного людьми для своих защитников. Что скрывать, тогда в армии не хватало элементарных вещей –от спальников и до дизельных электростанций. Этот пробел и восполняли такие, как Любовь Васильевна. Под склад была приспособлена квартира, использовали любое место – будь оно в местном отделении милиции, школе, офисе крупной газовой компании. Вес груза, который за прошедшие годы отвезла эта хрупкая женщина в Чечню нашим воинам, составил в общей сложности более 700 тонн.

УСЛЫШЬТЕ НАС

Сегодня у Любови Родионовой тоже много дел. Ответить всем кто присылает письма и обращается с просьбой, за советом. И встречи, встречи…

Вот уже два года она пытается вразумить наших депутатов на принятие закона, чтобы матери спокойно доживали свой век.

 «Прошу рассмотреть вопрос о присвоении статуса воинского захоронениям погибших при исполнении воинского долга солдат и обеспечения должного ухода за ними. В настоящее время огромное количество заросших могил по стране пугает, так как уход за ними осуществляется матерями, пока они живы. А что будет с захоронениями впоследствии? Бесхозные могилы будут освобождаться для последующих захоронений совсем чужих людей. Это очень несправедливо. Наши сыновья защитили Россию ценой своей жизни, и государство обязано позаботиться об их могилах. Дайте нам возможность дожить наш недолгий горький век спокойно, зная, что за нами стоит страна. Патриотизм – не слова, а действия. Забота о семьях погибших и их захоронениях и есть патриотизм», — такое обращение вручает она без устали законодателям. К сожалению, у нас частенько декларируется, что семьи погибших должны быть окружены заботой и вниманием со стороны государства, а реально делается недостаточно. В первую очередь нужны жизненные законы.

***

На кладбище в поселке Сатино-Русское 23 мая многолюдно. Люди собираются почтить память солдата Евгения Родионова. Приезжают из России, Белоруссии, Украины. Традиционно приезжают кадеты из Переславля-Залесского. Проходят панихида, поминальный обед с солдатской кашей, потом играет духовой оркестр. «В такие моменты я прошу: не надо плакать, давайте научимся о них вспоминать светло… Только не путайте с радостно… Они достойны, чтобы ими гордились. Я благодарна богу за то, что он дал мне силы и возможность вернуть им честные их имена», – поясняет Любовь Васильевна.

Беседу вел Юрий АБРАМОВ.

Фото Павла ШИРШОВА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО