Москва официально подключилась к противостоянию на Ближнем Востоке: 30 сентября российская авиация начала наносить удары по позициям террористов в Сирии. Помимо ключевой цели – не допустить распространения войны на соседние регионы – операция в Сирии может позволить России решить и другие политические, экономические и военные задачи.
Экономика
Эксперты убеждены, что воздушная операция не осложнит экономическую ситуацию в стране. Россия действует в Сирии на законных основаниях, по просьбе президента страны Башара Асада и в координации с другими международными игроками, поэтому Москве не стоит опасаться введения новых санкций или усиления геополитических рисков. Напротив, быстрые и успешные действия на сирийском фронте могут привести к росту цен на нефть и, соответственно, укрепления курса рубля. Но удастся ли этого достичь – в этом прогнозы экспертов расходятся.

«Пока мы не видим того, чтобы цены на нефть росли. Конфликт в Сирии уже довольно давний, и когда он начинался, цены на нефть были выше, чем сейчас. Да, нестабильность на Ближнем Востоке в целом способствует росту цен на нефть. Но конфликт в Сирии все-таки малозначим в сравнению с общей ситуацией на востоке, и поэтому он на рост цен на нефть не влиял. В Сирии нефть не добывается, вот если конфликт в Иране, в Ираке, в Саудовской Аравии, даже в Ливии – вот это может влиять», — считает профессор факультета экономики ЕУ СПб Дмитрий Травин.

Но возможен и иной сценарий. Как известно, исламисты получают основной доход от нелегальной торговли нефтью и нефтепродуктами. «Если в ходе военных операций в Сирии удастся перекрыть каналы контрабандной торговли, которые осуществляют боевики, демпингуя на мировых рынках, то цены на нефть пойдет вверх, и экономика России выиграет. Не исключаю, что это может на каком-то этапе отдельной дополнительной целью в операции», — допускает эксперт Фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич.

То есть в среднесрочной перспективе участие России в событиях в Сирии, как минимум, никак не скажется на курсе рубля, а как максимум – могут привести к укреплению нацвалюты.

Некоторые эксперты, впрочем, не исключают и негативный сценарий — в том случае, если военная операция затянется на длительное время. «Если это растянется, как в Афганистане, то это будет значительный удар по российской экономике», — предполагает политолог Игорь Бунин.
Политика
Военная операция в Сирии может иметь и положительные политические последствия, причем как внутри-, так и внешнеполитические.

Что касается внешней политики, то Россия, очевидно, приобретает поддержку в Европе и на Ближнем и Среднем Востоке. «Воздушные операции, которые проводит российская авиация в Сирии, положительно отразятся на отношении мирового сообщества к нашей стране», — полагает военный эксперт «Боевого братства», полковник Борис Попов.

Кроме того, это может способствовать укреплению рейтинга российской власти внутри страны. «Он, несомненно, возрастет, потому что традиционно в России милитаризованное сознание. И демонстрация силы, демонстрация того, что Россия возвращается в круг великих мировых держав, конечно, получит поддержку. Плюс, рейтинг консолидируется. Если даже он не вырастет в процентном соотношении выше 86%, то вот это 86%-процентное большинство консолидируется», — убеждён Станкевич.

При этом, по его словам, операция в Сирии не обусловлена желанием повысить рейтинг власти: «В этом нет ни малейшей необходимости, рейтинг и так высок. То есть это, скорее, побочный результат».
ВПК и армия
Позитивно сирийская операция скажется и на российской оборонной промышленности. Во-первых, ВПК может получить новые заказы, и, во-вторых, российская военная техника будет проверена в боевых условиях.

«Например, наши новейшие многоцелевые самолеты СУ-34 пройдут боевую обкатку. Возможно, и другая российская военная техника пройдет серьезные испытания в реальных боевых условиях. Это краткосрочный плюс для ВПК», — замечает Станкевич.

«Наши Вооруженные силы укрепились, уровень их поднялся, но не было мотивов для практического подтверждения этого. Армия, которая не воюет, а только занимается учениями, является армией теоретической. Сейчас мы можем показать свою силу», — добавляет Попов.
Риски
Разумеется, существует ряд возможных рисков, ведь не исключено, что военная операция может сильно затянуться.

«Есть многие риски –  если не будет выполнена задача, если в Сирии падёт правительственный режим, если будет хаос, и ИГ займет всю территорию, если будет бесполезная операция, как её проводили американцы на протяжение полугода, — перечисляет член Президиума ЦК КПРФ Леонид Калашников. — Если ты будешь бомбить целый год, а никакого толку от этого и никаких изменений не будет, то конечно, это будет неудача и скажется очень плохо».

Также действия России в Сирии, очевидно, несут в себе и военные риски. «Главный – это в ходе боевых операций не поделить небо с американцами или другими участниками антитеррористической коалиции. Второй риск – это потерять лицо в случае, если в ходе воздушных ударов пострадают мирные жители. Этого надо всячески избегать», — отмечает Станкевич.

Кроме того, даже при успехе операции неизбежно возникнет вопрос о послевоенном устройство Сирии. А, как известно, коренные разногласия по поводу судьбы президента страны Башара Асада между Москвой и Западом продолжают сохраняться. Это может стать серьёзной проблемой в будущем.

Сейчас же очевидно, что в случае с Сирией дивиденды и риски для Москвы находятся в прямой зависимости от хода и продолжительности военной операции. Сирийский конфликт продолжается уже более четырех лет, и пока никому не известно, как он будет развиваться дальше.

Источник: сайт «Актуальные Комментарии» 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО